Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Поле чудес в стране инноваций

01 апреля 2010 22:07

Генеральный директор Института стволовых клеток человека Артур Исаев. Фото с сайта www.strf.ru
Генеральный директор Института стволовых клеток человека Артур Исаев. Фото с сайта www.strf.ru
Несмотря на сдержанные прогнозы Всемирного банка относительно посткризисного роста мировой экономики, эксперты российских фондовых бирж полагают, что интерес инвесторов к рисковым проектам будет повышаться, по крайней мере, в России. Основание для столь оптимистичных оценок — успешное проведение IPO несколькими инновационными компаниями. За два с половиной года, включая кризисный период, на ММВБ разместили акции пять ориентированных на новые рынки фирм, что для нашей страны, не имеющей крепких биржевых традиций, можно считать неплохим результатом. Журналист STRF.ru попытался выяснить, станет ли IPO популярным инструментом расширения отечественного высокотехнологичного бизнеса, и приведёт ли маленькое "инновационное оживление" на фондовом рынке к большому притоку инвестиций в сектор новых технологий.

Не прячьте ваши акции

По прогнозу Всемирного банка, после сокращения в прошлом году на 2,2 процента мировой ВВП вырастет на 2,7 процента в нынешнем 2010 году и на 3,2 процента в следующем. При этом, несмотря на возобновление положительной динамики экономического роста, для возмещения понесённых из-за кризиса потерь мировой экономики потребуется несколько лет. В частности, ожидается, что в течение следующих 5—10 лет будет наблюдаться снижение склонности к риску у инвесторов, рост дефицита капитала и увеличение его стоимости. В таком макроклимате, по мнению ведущего аналитика инвестиционной группы "Олма" Антона Старцева, перспективы инновационных компаний, отдача от которых предполагается в неком светлом будущем, выглядят достаточно туманно. В то же время, хотя звучит это парадоксально, именно в кризис инновации имеют шанс "выстрелить". Теоретически эта возможность весьма небольшая, но на практике всё же находятся компании, которые умудряются её использовать. Так, в декабре прошлого года на ММВБ в новом биржевом секторе "Рынок инноваций и инвестиций" (РИИ) 20 процентов акций уставного капитала разместило ОАО "Институт стволовых клеток человека". По словам генерального директора института Артура Исаева, изначально у него были сомнения в эффективности этой процедуры, поскольку специалисты из очень уважаемых инвестбанков выражали опасения по поводу успешности этого IPO. "Мы прислушивались к мнению экспертов и оценивали компанию очень консервативно, — отметил г-н Исаев. — Основная проблема виделась в том, что традиционная оценка строится на материальных активах, а наши проекты и интеллектуальную собственность оценивать непривычно. Но мы всё-таки решили, что потенциальные инвесторы в состоянии во всём разобраться и вложиться в наши свежие и перспективные идеи, тем более что рынок находится в восходящем тренде". Ожидания Института стволовых клеток оправдались: свыше трёхсот инвесторов предъявили спрос на акции, превысивший предложение.

Если хорошо поискать, то можно найти и другие примеры привлечения инвестиций посредством IPO высокотехнологичными компаниями. Ещё в 2007 году на такой смелый шаг отважилась ОАО "Армада", работающая на рынке программного обеспечения и IT-услуг. "Развитие на заёмные средства всегда идёт быстрее, хотя это и более рискованно, — объяснил председатель совета директоров компании Алексей Кузовкин. — Однако мы не сомневались, что наш потенциал может быть раскрыт только через агрессивный и быстрый рост фирмы, и ставили себе целью через 3—5 лет контролировать 3—5 процента рынка. Экономический спад несколько отодвинул, но не изменил наши амбициозные планы. Цикл спада уже завершается, и на рынке опять начинается соревнование по скорости роста, по слияниям-поглощениям, и в этом смысле успешное IPO — для нас очень сильный задел. В наших сделках по приобретению компаний обычно присутствует доля оплаты акциями „Армада“, которые передаются с условием возможности продажи только через несколько лет, — это делает холдинг более устойчивым к внешним рискам, что подтвердил и 2009 год, который мы закончили успешно".

IPO — это не универсальный ключ к успеху в инновационном бизнесе, и некоторые опытные игроки на рынке продукции с высокой добавленной стоимостью, которым есть что терять, относятся к нему осторожно

Также в 2007 году IPO провёл ОАО "Ситроникс" — высокотехнологичная компания, работающая в сфере телекоммуникационных и информационных решений, производства микроэлектронной продукции. Это мероприятие вызвало огромный резонанс, во-первых, потому, что компания — большая и известная, во-вторых — размещение, вопреки первоначальным заявлениям руководителей фирмы, прошло не на высокотехнологичной Нью-Йоркской бирже NASDAQ, а на основной площадке Лондонской биржи. Директор по связям с инвесторами "Ситроникса" Александр Борейко говорил тогда, что компания намерена привлечь более 500 миллионов долларов и что инвестиции будут направлены на приобретения, включая консолидацию миноритарных интересов в своих дочерних структурах, на реструктуризацию долга и основные корпоративные цели, в первую очередь — развитие новых проектов. С одной стороны, выход на биржу, безусловно, укрепил имидж компании, которая стала более привлекательной для инвестирования, но с другой стороны, этот шаг сделал её более чувствительной к нестабильности финансового рынка. Впрочем, несмотря на кризисную лихорадку, "Ситроникс" по-прежнему остаётся успешным предприятием, одним из лидеров своего сегмента восточноевропейского рынка.

Риск — дело частное

Приведённые выше примеры выхода на фондовые биржи высокотехнологичных компаний пока единичны, но, похоже, они свидетельствуют о зарождении совершенно новой для российских реалий тенденции — появления ориентированных на новые и относительно молодые рынки компаний, способных пуститься в свободное и небезопасное плавание. "Судя по всему, сейчас мы стоим на пороге чего-то очень важного и интересного, — замечает заместитель генерального директора ММВБ Геннадий Марголит. — Ситуация меняется. Стало очевидным, что у России есть не только газ и нефть, но и высокотехнологичные бизнесы, которые уже доросли до определённой степени зрелости, позволяющей выходить на фондовый рынок. Будет меняться и механизм привлечения инвестиций. Очень важно, что уже сформирована адекватная инфраструктура, в частности, создана специальная площадка на ММВБ „Рынок инвестиций и инноваций“, которая позволяет инновационным фирмам не затеряться среди представителей традиционных отраслей, ставших уже своеобразными монстрами на фондовом рынке".

Предсказывать большие прибыли компаниям, рискнувшим разместить свои акции на фондовых биржах, всё равно, что рассчитывать на определённое количество медалей на Олимпийских играх

За два с половиной года существования "инновационной платформы" на ММВБ процедуру публичного размещения прошли всего пять высокотехнологичных фирм. На первый взгляд, это очень мало, но нужно учитывать, что российский фондовый рынок сформировался всего двадцать лет назад (для сравнения: развитие фондового рынка в мире началось в 1611 году с открытия биржи в Амстердаме; в России старт биржевым операциям был дан в 1703 году в Санкт-Петербурге, однако после Октябрьской революции все биржи в стране закрылись, и вновь появились только после распада СССР). Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, который обернулся потрясениями, в том числе и для участников рынков ценных бумаг, существование самой формы фондовых торгов не ставится под сомнение. В своём развитии биржи переживали немало падений (были и более значительные), но каждый раз после кризиса они вновь набирали обороты, трансформируя свою работу с учётом прошлого негативного опыта. На этот раз, вероятно, тоже произойдёт переоценка приоритетов. Было бы логично, например, если бы инвесторы, подрастерявшие свои миллионы на падении котировок нефти, начали диверсификацию портфелей и частично переключили внимание на сектор высоких технологий. Однако сами владельцы капиталов дают очень неопределённые комментарии на эту тему. Представители крупных инвестиционных компаний, к которым обращался журналист STRF.ru с вопросом о возможности их инвестирования в новые бизнес-направления, отвечали, что на данном этапе такие вложения слишком рискованны, хотя через энное количество лет будут вполне реальны.

Впрочем, как уже отмечалось ранее, несмотря на общее скептическое настроение инвесторов по поводу отдачи от инноваций, желающие вкладывать в разработки и технологии находятся. По словам заместителя гендиректора ММВБ Геннадия Марголита, в основном это физические лица. Так, среди нескольких сотен покупателей акций Института стволовых клеток оказалось 60 процентов частников, что довольно необычно для фондового рынка. Состав этого частного класса достаточно пёстрый, от олигархов до "средних инвесторов со свободным миллионом долларов".

Что же касается компаний, начинающих движение в сторону публичности, то их тоже немало и они разнородны. "Интерес к IPO проявляют фирмы, работающие в разных областях, таких как биотехнологии, фармацевтика, телекоммуникации, IT, нанотехнологии, энергосбережение, высокоточное машиностроение. Однако наличие интереса ещё не означает, что все они выйдут на публичный рынок, — поясняет г-н Марголит. — Я рассчитываю, что в следующем году IPO пройдут ещё от пяти до десяти компаний. Согласен, что вилка очень большая, но тут многое зависит от конъюнктуры рынка, от успешности каждого последующего размещения".

Тише едешь — дальше будешь

Справедливости ради отметим, что IPO — это не универсальный ключ к успеху в инновационном бизнесе, и некоторые опытные игроки на рынке продукции с высокой добавленной стоимостью, которым явно есть что терять, относятся к нему очень осторожно. В частности, руководство ЗАО НТ-МДТ, специализирующееся на изготовлении сложного оборудования для проведения исследований в области нанотехнологий, несмотря на формальную готовность к публичности, считает, что преобразование формы собственности компании и её последующий вывод на публичный рынок сопряжены с большими и не всегда обоснованными рисками. Кризис только подтвердил эти опасения. "Наш главный конкурент — многопрофильный американский концерн, работающий в форме открытого акционерного общества, в определённый момент серьёзно расширил границы своего бизнеса, поглотив несколько основных производителей сканирующих зондовых микроскопов (СЗМ), работающих в то время на рынке. За счёт этого в компании дополнили продуктовую линейку, а, главное, избавились от конкурентов, — поясняет генеральный директор НТ-МДТ Виктор Быков. — Несколько лет концерн доминировал на рынке, но на фоне финансово-экономического кризиса оказался достаточно уязвим. Дело в том, что производство сложного оборудования типа зондовых микроскопов — очень „длинный“ бизнес, в котором от момента заключения договора до поступления денег проходит несколько месяцев. Если динамика роста прибыли отрицательная (а по итогам 2008 года она вряд ли у кого-то могла быть другой), то в бизнесе, управляемом инвесторами, принимается решение зафиксировать прибыль, минимизировав издержки, что, как правило, означает массовые увольнения. Американцы сократили порядка 30 процентов сотрудников. У нас тоже была жёсткая ситуация — в первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года почти в 10 раз упали продажи, что было очень плохим фоном для принятия управленческих решений. Мы отменили все премии и бонусы, но не стали увольнять людей. Наёмный менеджер не смог бы на это пойти, такая возможность есть лишь у руководителя, который рискует только собственными активами. Таким образом, НТ-МДТ получило некоторые преимущества по сравнению с американским конкурентом. Недавно появились результаты независимого исследования, которое показало, что наша доля рынка выросла до 14 процентов против 10 процентов годом раньше".

За два с половиной года существования "инновационной платформы" на ММВБ процедуру публичного размещения прошли всего пять высокотехнологичных фирм

Кроме того, как считает заместитель руководителя службы маркетинга НТ-МДТ Денис Андреюк, публичной компании сложнее открывать новые, рисковые проекты. НТ-МДТ вкладывает средства в разработку большого количества приборов, многие из которых не сразу воспринимаются рынком. "В нашей линейке есть продукты, которые сегодня имеют единичные продажи, но мы держим их, потому что они могут „выстрелить“ через несколько лет, — поясняет г-н Андреюк. — Для стороннего инвестора это необоснованный риск. Но у директора компании есть интуитивное понимание ситуации, которое, как правило, оказывается верным. К примеру, так получилось с наноэдьюкаторами — базовыми сканирующими зондовыми микроскопами, специально разработанными для обучения основным методикам СЗМ. Этот продукт мы сделали восемь лет назад, и первое время его продажи были достаточно слабыми. Проект казался малоперспективным, если не убыточным. Но в последние годы, когда и в России, и за рубежом были приняты стандарты образования в области нанотехнологий, продукт стал востребованным. При привлечении сторонних инвестиций, скорее всего, пришлось бы отказаться от этой и многих других смелых идей, и значит, сузить перспективы развития".

Идеи и мечты

Прогнозы, как известно, — дело неблагодарное. Предсказывать большие прибыли компаниям, рискнувшим разместить свои акции на фондовых биржах, всё равно, что рассчитывать на определённое количество медалей на Олимпийских играх. IPO по-прежнему не пользуется большим доверием у инноваторов, однако сегодня складываются все предпосылки для того, чтобы этот инструмент привлечения инвестиций стал, конечно же, не массовым, но более популярным. В первую очередь, его будут использовать небольшие компании, главные "активы" которых — интеллектуальная собственность и перспективные идеи. При отсутствии широкого доступа к заёмному финансированию им просто будет некуда деваться. Что же касается крупных высокотехнологичных фирм с частично реализованными амбициями, то в их настроениях какую-то общую нотку выявить сложно по той причине, что таких фирм в России — единицы. По поводу инвесторов можно сказать, что, скорее всего, они станут ещё активнее, разумеется, при отсутствии громких провалов рисковых вложений. Несмотря на то, что инвестирование в инновационные проекты по риску сопоставимо с посадкой золотых на "поле чудес", отдача от этого предприятия тоже может быть фантастической. Так что если есть свободные деньги, почему бы их не вложить в инновационную мечту? Мечты иногда сбываются.

Наталья Быкова

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы