|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Подопытные школьники29 марта 2010 19:07
Хотя очередное нововведение в школьной жизни стартует 1 апреля, это вовсе не шутка. Ученики четвертых классов всех государственных школ 19-ти регионов России (из 83-х) должны будут приступить к изучению нового предмета. А точнее – одного из его модулей, которых всего 6. Это, в первую очередь, "Основы православной культуры" и "Основы светской этики", преподавание которых вызвало в обществе наиболее жаркие споры, а также "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры" и, наконец, "Основы мировых религиозных культур". Все участники заседания московского политклуба "Росбалта", в том числе и представитель Русской православной церкви Герман Демидов, руководящий сектором православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации, согласились с тем, что многие параметры эксперимента вызывают, по меньшей мере, недоумение. Но разошлись во мнении о том, стоит ли в связи с этим эксперимент прекратить. Как отметил глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков, совершенно непонятно, почему изучение нового предмета начнется с 4-го класса, а сам первый этап эксперимента продлится всего две четверти (последнюю в четвертом классе и первую – в пятом). При этом на преподавание новой учебной дисциплины выделяется всего два часа в неделю за счет русского языка и литературы. Что может ребенок изучить за это время, и как потом оценивать результаты — неясно. В связи с этим Сергей Комков, а также сопредседатель Совета Института свободы совести Сергей Бурьянов, склоняются к тому, что эксперимент надо остановить. А затем провести полноценную общественную дискуссию, получить письменные согласия у родителей детей, которые сейчас в нарушение своих конституционных прав вынуждены изучать новый предмет, исправить старые или написать новые учебники. И только после этого можно будет начать преподавание. В свою очередь Герман Демидов подчеркнул, что вопрос о том, нужен или нет "духовно-нравственный компонент" в образовании, вообще не стоит. Речь идет только о создании оптимальной модели преподавания православной и других традиционных религиозных культур, о налаживании взаимодействия РПЦ и Министерства образования. А руководитель проекта "Православные добровольцы" движения "Местные" Никифор Кулаковский вообще заявил, что остановить эксперимент просто нереально, поскольку он "состоит в том, как преподавать новый курс, а не в том – преподавать ли его вообще". При этом у представителей РПЦ уже возникла масса нареканий. В отличие от Сергея Комкова, считающего, что налицо провокация, при помощи которой чиновники просто хотят "похоронить" новый предмет, представители Русской православной церкви склонны считать происходящее саботажем. Именно так назвал ситуацию, сложившуюся в Пензенской области, протодиакон Андрей Кураев — автор учебника для модуля "Основы православной культуры". Принимая участие в работе политклуба по телефону из Пензы, он предположил, что "имеет место тихий саботаж распоряжений президента, чтобы по окончании эксперимента с преподаванием основ религии в школе развести руками и признать, что эксперимент не удался". Удивило его и то, что в век Интернета учебники по всем модулям нового курса стали доступны преподавателям всего за день-два до начала занятий, а по требованию чиновников Минобрнауки из книги изъяли первую главу, в которой объяснялось христианское представление о Боге. Наконец, по словам Кураева, в той же Пензенской области чиновники вовсе не информировали родителей о том, что можно выбрать какие-то другие предметы помимо курса "Основы светской этики". Тем не менее, прекращать эксперимент никто из представителей Русской православной церкви не хочет. Они предпочитают корректировать проблемы, которые выявились на первом этапе. В целом, уже сейчас видны два основных противоречия — даже не между сторонниками и противниками введения нового предмета, а среди тех, кто выступает за его появление. Во-первых, что подразумевает под собой понятие "эксперимент" — выяснение того, надо ли вообще вводить такой предмет, или только проверку того, как именно этот предмет должен вводиться и преподаваться. Второе фундаментальное противоречие – можно ли исправить "на ходу" все допущенные нарушения прав граждан и просто педагогические ошибки, или проект должен быть остановлен для внесения радикальных изменений. Противники введения предмета в нынешнем виде обещают "полный провал" или даже резкий рост "религиозной напряженности на Кавказе" и в других регионах. Все эти вопросы, судя по всему, будут основными в дискуссии, которая разгорится после 1 апреля на фоне всех проблем, а также случайно или специально допущенных нарушений и затягивания сроков введения нового предмета. И от того, кто в этой дискуссии победит, во многом будет зависеть духовно-нравственное развитие юных россиян — если, конечно, согласиться с тем, что основы морали и нравственности у ребенка закладывает школа, а не семья.
Иван Преображенский
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |