|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Бакалавры и модернизация25 марта 2010 21:03
Весь цивилизованный мир нацелился идти и идет в 6-й технологический уклад, где определять развитие цивилизации будет синергетический союз био-, нано-, информационных и других высоких технологий. Но Россия проспала 5-й технологический уклад (микроэлектроника, компьютеры, информатика etc) и разбазарила достижения 4-го (металлургия, автомобилестроение, синтетические материалы etc). Сегодня, например, осталось приблизительно всего лишь 30% от перерабатывающих отраслей, созданных в СССР. Переход к 6-му технологическому укладу не может происходить при таком уровне современной российской индустрии. Дело в том, что био-, нано– и информационные технологии – это замечательная приправа к основным технологиям 4-го и 5-го технологических укладов, делающих их инновационными. При этом отсутствует грамотная, вообще – промышленная политика. Инновационная модернизация, как и любой проект, требует кадровой основы. А у нас министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко объявляет о сокращении вузов на 1/3, причем это касается государственных, а не частных вузов. Но ведь только для осуществления национальной программы в области нанотехнологий требуется, по оценкам специалистов, к 2015 году 100 тысяч нанотехнологов. Для сравнения: в 2007 году вузы подготовили 100 (сто) человек, в 2008 году – 270 человек. Сокращаются, сливаются в основном технические, отраслевые вузы. И кто же будет осуществлять инновационную модернизацию в перерабатывающих отраслях? Национальные исследовательские университеты отраслевых инженеров не готовят, а только исследователей, которые должны работать в отраслевых и академических НИИ. Первые – отраслевые НИИ практически уничтожены и превращены в арендодателей, а исследовательские организации Российской академии наук и академические НИИ находятся под постоянным прессингом чиновников. Еще о реформе высшей школы и переходе ее на двухуровневую систему: бакалавры – магистры. Минобрнауки буквально загоняет вузы в эту систему, от которой отказываются сейчас многие ведущие европейские страны (Германия, Англия, Франция), а в США бакалавров готовят как хороших техников. Бакалавр (дословный перевод – молодой холостяк), как их планирует готовить Минобрнауки, абсолютно не востребован на рынке труда, поскольку он не владеет никакой специальностью, а только общими представлениями о многом (дилетант). Если для гуманитарных специальностей это и подойдет, то для технических единственное достоинство бакалавров – дешевизна подготовки, то есть экономия бюджета. Как собираются наши модернизаторы внедрять инновации без инженеров? Они не объясняют, не считают нужным. Вместо того чтобы сокращать технические, отраслевые вузы, отказываться под разными демографическими предлогами от инженеров, правильнее было бы восстановить перерабатывающие отрасли на новом современном уровне и отраслевую науку, которые выступали бы заказчиками подготовки современных инженеров. Да, модернизация нужна. Инновации – ее составная часть. Только надо определить сначала, что будет на выходе. И модернизация, и инновации не всегда преследуют цель сделать жизнь человека достойной.
Герман Евсеевич Кричевский – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеТасола
Что странного в том, что образование России идёт под нож...? Да ничего...., вспомним Гайдара-третьего, ещё здравствующего г.Чу, и пр. – цель которых – уничтожение России – 15-50 млн. человек....а мы Гитлера поминаем – вот где целенаправленный и самый изощрённый геноцид, осуществляемый до сих пор....руками, вроде как, самих же граждан РФ.... Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |