Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 28 марта 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Диплом с добавленной стоимостью

23 марта 2010 14:31

Фото с сайта www.strf.ru
Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
MBA (Master of Business Administration), магистр бизнес-администрирования — квалификационная степень в менеджменте. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Несмотря на широкое распространение, до сих пор не существует единого стандарта квалификации MBA, что приводит к сложностям при сравнении качества различных программ. Многие заведения, чтобы отделить себя от мошенников, активно использующих бренд MBA (предлагающих выдать документ с заветной аббревиатурой после прохождения краткосрочного обучения или даже просто по факту оплаты), стараются получить аккредитацию. Наиболее престижными негосударственными аккредитациями являются EQUIS, AMBA, AACSB. Такие свидетельства имеют всего 11 российских бизнес-школ. Примерное соотношение продолжительности и стоимости обучения по программам MBA в известных бизнес-школах США: 2 года — 95 тысяч долларов. В известных бизнес-школах России: 2 года — 15 тысяч долларов

Программам MBA в России перевалило за 20 лет, однако определить, что же дают дорогие "зелёные корочки" их обладателям, помимо чувства собственной значимости, по-прежнему крайне сложно. Может, наше бизнес-образование — просто модный вид образовательного бизнеса и ничего более?

Кризис в головах

Первые бизнес-школы появились в России ещё в 1988 году в структуре МГИМО и Всероссийской академии внешней торговли. Они ориентировались на западную, в основном американскую модель программ MBA (это главный продукт бизнес-образования), адаптируя их к финансовым и интеллектуальным возможностям российского абитуриента.

За два десятка лет лицензию на образовательную деятельность в России получили свыше пятидесяти бизнес-школ, но, как сообщил нам президент Российской лиги MBA Юрий Тазов, из этих заведений реально работают не более половины. Причины очевидны: слабый платежеспособный спрос в регионах и нехватка квалифицированных преподавательских кадров, гордо именующихся Учителями Бизнеса. Кроме того, отечественные программы бизнес-администрирования не успевают за развитием не только экономики, но почти не ловят общецивилизационных сигналов. Впрочем, не только отечественные. Чуть меньше года назад едва удалось замять скандал, когда обложенные всеми мыслимыми топ-дипломами лучшие, как считалось, аналитики просто проворонили мировой кризис. Не в том смысле, что они его не заметили, а в том, что они не выдали ничего внятного ни о его причинах, ни о его последствиях. Но на их рэнкинги ориентировались правительства и бизнес! Как тут не поверить "консультантам", которые, руководствуясь логикой, что Солнце всходит на востоке, просто-напросто год от года твердят: "Кризис неизбежен", как не задуматься о том, что MBA-гуру своими оторванными от реалий программами детерминируют бизнес-коллапсы?

Причину в бессилии образовательных бизнес-программ перед вызовами цивилизации ректор Института менеджмента и рынка Николай Вернов предлагает искать в ментальности человечества, провозгласившего деньги своей главной ценностью и целью.

"Кризис начался не в финансовой системе, а в головах людей, где его исправить гораздо сложнее, — говорит г-н Вернов. — Типичное подтверждение этому — американские банкиры, получившие государственные деньги на поддержку и продолжающие выписывать себе бонусы. На первом месте у них стоит личное благосостояние, а дальше идёт всё остальное, включая бизнес.

По мнению эксперта, программы MBA в данном случае повинны в том, что, рассматривая принципы управления бизнесом, собственностью, активами, не придают большого значения умонастроению современного человека. Они не ставят вопроса "зачем нужен бизнес?" и, соответственно, не направлены на формирование бизнес-личности, управленческой ментальности, социальной ответственности.

"Думаю, сейчас эти моменты будут пересматриваться, — продолжает г-н Вернов. — Программы MBA должны измениться, но больше в подаче, чем по существу. Они должны получить ненавязчивый философский и личностный подтекст. В своих программах я учитываю эти моменты, оперируя, естественно, не философскими рассуждениями, а конкретными примерами. В частности, у нас есть закрытое предприятие, которое имеет чёткое видение бизнеса: чистое небо над Россией. Оно делает всякие военные штуки для того, чтобы они не только стреляли на полигонах, но в первую очередь были сдерживающим щитом от стран или группировок, имеющих плохие намерения. Когда подобные примеры составляют основу всей программы, то слушатели начинают мыслить по-другому, что впоследствии повлияет и на принимаемые ими управленческие решения".

Особенности национальной MBA

В российской системе бизнес-образования, помимо всего прочего, есть и свои "национальные" подводные камни, суть которых в отставании образовательных программ от темпов развития самого бизнеса, тогда как в идеале программы должны работать на опережение.

"Бизнес стал динамичнее, широко использует новейшие технологии и разработки в самых различных областях, от психологии до нанотехнологий, что далеко не всегда получает отражение в программах, — отмечает Юрий Тазов. — Наши исследования показывают, что теперь представители деловых кругов, приходя учиться на MBA, уже не готовы мириться с традиционным российским фундаментальным подходом к обучению. Они не хотят слушать профессоров, десятилетиями читающих лекции по менеджменту, макроэкономике, финансам, поэтому преподаватели, имеющие практический опыт в бизнесе, в таких школах нарасхват. Однако таких преподавателей очень мало, и поэтому их нишу занимают консультанты — люди с несколько иными компетенциями".

Тем не менее рынок бизнес-образования и в таких специфически российских условиях приобрёл некоторые очертания (тоже весьма специфические). Особенно активно он развивался до мирового кризиса 1998 года, когда фактически каждый уважающий себя вуз считал долгом объявить о создании бизнес-школы, потом его рост стал менее интенсивным и осуществлялся в основном за счёт открытия новых программ в уже существующих школах. Такая же тенденция — расширение спектра услуг в границах отдельных школ — сохраняется и сегодня. Других признаков бурного расцвета этого сегмента рынка образования не просматривается. Хорошо это или плохо, сказать трудно. В США, например, откуда берут начало магистерские бизнес-программы, насчитывается несколько тысяч бизнес-школ, которые существуют в каждом крупном (а порой и не очень) городе. Однако американские традиции таковы, что наличие диплома MBA является одним из главных условий для приёма человека фактически на любую руководящую позицию. Подавляющая часть российских компаний подобных требований к кандидатам пока не выдвигает. По данным опроса, проведённого исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, только семь процентов отечественных работодателей придают серьёзное значение диплому MBA у соискателей, 44 процента опрошенных руководителей считают, что прохождение этой программы скорее поможет в успешной работе, однако, по их словам, "помимо диплома необходимо умение применять полученные знания в реальном бизнесе". По мнению 29 процентов работодателей, MBA скорее не поможет при устройстве на работу. "Данная программа обучения создана на западном рынке, и эти курсы, имеющиеся сейчас в каждом вузе, напоминают штамповку"; "Имею достаточно негативный опыт сотрудничества с обладателями MBA", — пишут они в своих комментариях. В том, что "наличие диплома вообще не имеет никакого значения, тогда как главное — опыт", убеждён каждый пятый опрошенный работодатель (20 процентов).

Расходы и доходы

Таким образом, прямой практической отдачи, какой её понимают в англоговорящих странах, инвестиции в получение степени MBA российским специалистам не обещают. "Результативность бизнес-образования во всём мире измеряется уровнем доходов обладателей соответствующих дипломов спустя два года, за которые новоиспечённый магистр должен осмотреться и закрепиться на новой, управленческой позиции, — поясняет эксперт в области бизнес-образования, директор международного направления консалтинговой компании Begin Group Алла Жаворонкова. — По этому материальному показателю, который считают основным такие уважаемые издания как Financial Times, Business Week и другие, зарплата выпускника бизнес-школы через два года должна составить 150 — 200 тысяч долларов в год. Практически у них так и выходит. Выбирая школу, человек смотрит, сколько зарабатывают её выпускники, и рассчитывает "отбить" свои немалые вложения в образование. В России сложнее. Как правило, у нас на MBA идут затем, чтобы приобрести знания, которые помогут вырастить собственную компанию, чтобы завязать новые деловые связи для развития уже существующего бизнеса или же просто для систематизации накопленного теоретического и практического багажа. В этом контексте реальную отдачу от затрат на MBA просчитать невозможно".

Уместнее говорить о некотором преимуществе при приёме на высокооплачиваемую позицию кандидата с "зелёной корочкой", если, конечно, по всем прочим критериям он не уступает своим конкурентам за "chair". Впрочем, вес этого, своего рода, преимущества определить крайне сложно. По словам эксперта рекрутингового агентства Apriori Алексея Мицкевича, работающего с кадрами топ-эшелона, наличие диплома магистра бизнес-администрирования свидетельствует о том, что человек стремится к саморазвитию, повышению квалификации, совершенствованию практических навыков, что в некоторых случаях не остаётся незамеченным работодателем. Причём человек не пожалел на это весьма приличных денег! Однако MBA не гарантирует автоматического продвижения по службе и увеличения зарплаты на определённый процент. Главными факторами, по мнению эксперта, влияющими на уровень стартовой зарплаты руководителя среднего и высшего звена в крупных российских компаниях, были и остаются профильное образование и профессиональный опыт, достижения на прежнем месте работы. Всё остальное рассматривается как дополнительные критерии. "Не надо понимать буквально, что, к примеру, знание английского повышает зарплату на 35 процентов, как пишут в рекламе языковых школ. Это абсурдный посыл, и кто, каким образом его высчитал, непонятно", — делает вывод г-н Мицкевич.

Примерно этот же тезис подтвердил и директор по новым проектам компании Яндекс Дмитрий Иванов. По его словам, образование всегда полезно, но более весомую роль играет практический опыт работы. "Несколько хороших дипломов — это, скорее, знак того, что человек вообще способен добиваться в жизни результатов, — отмечает г-н Иванов. — Признаюсь, я с большим подозрением отношусь к кандидатам на позиции менеджеров, которые совсем не имеют высшего образования. У большинства наших специалистов оно есть, также у нас много сотрудников с учёными степенями. Однако при приёме на работу руководителей проектов в первую очередь обращаем внимание на знание предметной области кандидата, его опыт работы в творческих коллективах и общий “драйв”".

Накладка двух уровней

В настоящее время бизнес-школы, как и многие другие образовательные бизнесы, находятся под воздействием финансово-экономического кризиса. Сильно пошатнулись позиции американских заведений. По данным Graduate Management Admission Council, в 2008 – 2009 учебном году темпы роста числа абитуриентов в бизнес-школах США значительно замедлились и существенно, почти на восемь процентов, уступали аналогичным темпам роста в большинстве других стран. В этот период впервые количество абитуриентов программ MBA в Штатах оказалось меньшим, чем в бизнес-школах других стран в совокупности. При этом США по-прежнему лидируют в мире по числу студентов, вовлечённых в бизнес-образование.

Впрочем, если в США и странах Западной Европы спрос на бизнес-образование всё же демонстрировал положительную динамику, в России финансово-экономический кризис поставил бизнес-школы фактически на грань выживания. По данным исследования Begin Group, среднее количество поступивших на MBA в 2009 году уменьшилось по отношению к 2008 году на 25,1 процента, средний показатель сокращения общего числа слушателей — 19,7 процента. Данное различие исследователи связывают с разницей форматов программ: если в западных странах наибольшим спросом пользуются программы full-time MBA, обучение по которым требует перерыва в карьере, то у нас наиболее востребованы программы part-time MBA и Executive MBA.

Многие школы существенно изменили программы обучения. "Кризис заставляет работать быстрее, внедрять новые форматы обучения, учитывающие нехватку времени менеджеров, которые стали больше работать, — комментирует Юрий Тазов. — Появились предложения программ “выходного дня”, или просто укороченных программ формата переподготовки и повышения квалификации. Высшая школа международного бизнеса, например, предложила своим потенциальным слушателям самим определять состав и продолжительность программ обучения, реализовав таким образом принцип индивидуального подхода".

Стоимость программ MBA в связи с кризисным снижением спроса на обучение в прошлом году осталась на уровне 2008 года. Очевидно, и в текущем году она расти не будет, что, по мнению Юрия Тазова, связано с ухудшением финансового положения среднего класса при сохранении издержек бизнес-школ, многие из которых отчисляют западным, так называемым материнским университетам и академиям 30 процентов дохода.

В следующем году перед MBA, возможно, встанет и ещё одна проблема, связанная с переходом российского образования на двухуровневую систему, включающую бакалавриат и магистратуру, что повлечёт за собой накладки в магистерских программах по менеджменту, маркетингу и бизнес-администрированию. "Попросту их будут вести одни и те же люди, — поясняет Николай Вернов. — Из-за этого возникнет путаница, повторы, что не пойдёт на пользу ни MBA, ни двухступенчатому образованию. Чтобы избежать собственной девальвации, бизнес-школам придётся как-то встраиваться в эту цепочку, становиться не дублем магистратуры, а третьим, необходимым, практически ориентированным звеном в системе непрерывного образования".

Глобализация

Что будет с бизнес-образованием в России через пять-десять лет? В целом эксперты смотрят в будущее оптимистично. Одни полагают, что востребованность ценных на Западе "зелёных корочек" во многом будет определяться темпами развития отечественной экономики и бизнеса, а поскольку экономика находится в восходящем тренде, будут активно развиваться уже существующие и открываться новые бизнесы, повысится качество бизнес-образования и вырастет уважение к дипломам MBA. "Сейчас в России немногим более 25 тысяч выпускников программ MBA, что крайне мало для такой огромной экономики, — поясняет Юрий Тазов. — Менеджеры, получившие традиционное образование, ещё с неприятием воспринимают дипломы, обладатели которых, по сути, претендуют на повышенное материальное вознаграждение. Однако рано или поздно наступит момент, когда после университета люди будут идти в бизнес-школу. Глобализацию отменить невозможно, поэтому у российского образования не может быть исключительно своего, отдельного от мирового пути развития. Если в США бизнес-образование “встроено” в иерархическую систему управления, то мы находимся на пути к этому".

Другие считают, что кризис, заставивший бизнес-школы буквально бороться за выживание, очистит рынок от случайных игроков и упорядочит саму систему бизнес-образования, суть которой в итоге будет заключаться в продолжении обучения выпускников бакалавриата и магистратуры. Часть заведений уже прекратила набор слушателей, а в перспективе, скорее всего, совсем уйдёт с рынка. "Бурного расцвета бизнес-школ не предвидится, напротив, ситуация стабилизируется, — говорит Алла Жаворонкова. — В развитии этого вида образования намечается тенденция кооперации с международными программами, что, должно способствовать повышению качества российского бизнес-образования".

Период выхода из кризиса российских бизнес-школ многие эксперты связывают с 2011 годом, когда, предположительно, экономика начнёт демонстрировать ощутимые темпы роста. При этом должна существенно возрасти значимость критерия качества образования — реальных знаний, приобретаемых в процессе обучения; требования к преподавателям станут более жёсткими, наибольшим спросом начнут пользоваться программы, работающие на опережение тенденций рынка.

Как впишутся все эти прогнозы в специфические российские условия с их противоречивостью законодательства, всепоглощающей вертикалью власти и сложной историей отношений бизнеса и государства, сказать не решается никто. Не углубляясь в далёкое прошлое, в котором можно найти подтверждения порой взаимоисключающим тезисам, в последние двадцать лет стало очевидно, что набирающие темпы процессы глобализации оказываются беспомощными перед "особенностями" российской политико-экономической системы, что в том числе проявляется в образовании и науке. Вроде как давно уже находимся на пути к интеграции, но в то же время остаёмся на месте.

Наталья Быкова

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы