|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
И это – Год учителя?19 марта 2010 12:40
Очевидно, например, что атмосфера уважения к труду учителя и институту школы не создается демонстрацией на телевизионном госканале удивительно пошлого и гротескного сериала "Школа" (снятого на бюджетные деньги?). Столь же очевидно, что с подчеркнуто хамским отношением к мнению учителей и к общественному мнению пора кончать. Надо признать, например, что система ЕГЭ – это ошибка. Поставленная де-факто перед школой цель "Главное – сдать ЕГЭ!" ведет к ликвидации грамотности и к ликвидации учительства как класса. В День смеха всем нам будет не до смеха. 1 апреля начинается эксперимент в особо крупных размерах (18 регионов!), ориентированный на внедрение предмета "Духовное воспитание", разделяющего пятиклассников (sic!) по их отношению к религии. Сомневаюсь, что ситуацию улучшит предложение министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко привлечь к преподаванию нового предмета учителей математики и физики. Более того, возникает явный "Парадокс Фурсенко": почему, по мнению министра, духовными пастырями и инженерами человеческих душ должны быть люди с убиенной креативностью? (Ранее Фурсенко заявил: "Высшая математика убивает креативность".) Недавно Дмитрий Медведев обозначил контуры проекта "Наша новая школа". Боюсь, что советники по образованию в очередной раз подвели президента. Так, например, гора бумаг, относящихся к проекту школьных "Стандартов", есть. А вот видения новой школы, нового содержания и реалистичной программы действий – нет. Между тем хорошие примеры известны: в 1963 году от появления идеи до открытия физматшкол при ведущих университетах прошло всего полгода. Как прервать инновационно-имитационные процессы и изменить ход Года учителя? Поскольку рыба гниет с головы, начать следует с решительного изменения системы принятия решений. От сложившейся сегодня системы, предельно бюрократизированной, обладающей полной монополией на знание истины и право решать, – к общественно-государственной системе управления. Первый шаг очевиден: незамедлительная отставка министра Андрея Фурсенко. Министр образования и науки, пользующийся недоверием и даже неуважением, – нонсенс. Тем более на старте модернизации страны. Персоналиями дело не может ограничиться. Внешне привлекательная идея создания крупного министерства имела крайне негативные последствия: школа оказалась в роли забытой падчерицы. Административная реформа породила "трехглавого дракона". Функции были весьма успешно разделены между тремя главами (Минобрнауки, Рособразование, Федеральное агентство). Но сегодня ситуацию в целом никто не видит и никто ни за что не отвечает. Решение с точки зрения административной логики – воссоздание Министерства народного просвещения, ответственного в первую очередь за состояние дел в школе. Непременное условие – назначение министром человека высокопрофессионального и искренне болеющего за дело. Господствующий сегодня принцип подбора кадров: "Этот человек мне лично известен" – в сфере образования неуместен. Реорганизация Минобрнауки требует главным образом политической воли. Сложнее дело обстоит с общественной составляющей. Надо признать, что в современной России эффективных профессиональных сообществ крайне мало (Союз ректоров – одно из немногих исключений). Такие сообщества предстоит создать, предпринимая совместные усилия и снизу, и сверху. Полезно обратиться к недавнему историческому опыту – опыту конца 80-х годов прошлого века, когда была осознана острая необходимость самых решительных перемен в образовании. Только что назначенный председатель госкомитета по образованию Геннадий Алексеевич Ягодин заявил о необходимости созыва Съезда работников образования, а главное – сделал реальные шаги к организации широкой дискуссии и созданию структур, взявших на себя функции серьезного анализа ситуации и разработки программы действий. Иными словами, был грамотно организован "мозговой штурм", выявивший множество невостребованных ранее людей и идей. Результативность этой работы была убедительно доказана: в крайне сложные 90-е годы школа не только выжила, но и развивалась. Модернизация страны и ускоряющаяся деградация национальной системы образования – вещи несовместимые. Пришло время повторить ход Ягодина – инициировать общенациональную дискуссию, а в конце Года учителя провести хорошо подготовленный Съезд учителей. Такой съезд не созывался 22 года – это уже не просто неприличие, а покушение на основы конституционного строя. Все-таки по Конституции Россия – демократическая страна, и, следовательно, Мнение Народное должно иметь регулярные формы выражения. Важно подчеркнуть, что при подготовке съезда чиновники от образования могут играть лишь вспомогательную роль: их бурная деятельность в последнее десятилетие должна получить объективную оценку. Иначе при всеобщем стремлении к лучшему получится не просто хуже, а много хуже, чем всегда.
Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеАГФ
Согласен с основными выводами статьи. Помимо перечисленных требований необходимо обратить внимание на фактическое отсутствие у учителей элементарных гражданских прав, хотя бы презумпции невиновности. Почему-то считается (и закреплено законом об образовании), что учитель априори виновен в любых действиях и бездействиях своих подопечных и чуть ли не в стихийных бедствиях, затрагивающих территорию школы. Это грубо нарушает основы Конституции РФ. Пора бы с этим покончить, например, постановлением Конституционного суда РФ. Victoria A.Sh.
Слоган "этот год – год учителя" является началом непосредственного обращения внимания на проблему образования в нашей стране со стороны государства. Только началом. Почему все требуют всего и сразу? Такого не будет и никогда не было. Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |