Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

И это – Год учителя?

19 марта 2010 12:40

Фото Евгения Зуева c сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева c сайта www.ng.ru
Как известно, нынешний год объявлен в России Годом учителя. Однако события первых двух месяцев чрезмерного оптимизма не вселяют. Об этом свидетельствует уже отсутствие реального стимулирования учительского труда. Но и других аргументов немало.

Очевидно, например, что атмосфера уважения к труду учителя и институту школы не создается демонстрацией на телевизионном госканале удивительно пошлого и гротескного сериала "Школа" (снятого на бюджетные деньги?). Столь же очевидно, что с подчеркнуто хамским отношением к мнению учителей и к общественному мнению пора кончать. Надо признать, например, что система ЕГЭ – это ошибка. Поставленная де-факто перед школой цель "Главное – сдать ЕГЭ!" ведет к ликвидации грамотности и к ликвидации учительства как класса.

В День смеха всем нам будет не до смеха. 1 апреля начинается эксперимент в особо крупных размерах (18 регионов!), ориентированный на внедрение предмета "Духовное воспитание", разделяющего пятиклассников (sic!) по их отношению к религии. Сомневаюсь, что ситуацию улучшит предложение министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко привлечь к преподаванию нового предмета учителей математики и физики. Более того, возникает явный "Парадокс Фурсенко": почему, по мнению министра, духовными пастырями и инженерами человеческих душ должны быть люди с убиенной креативностью? (Ранее Фурсенко заявил: "Высшая математика убивает креативность".)

Недавно Дмитрий Медведев обозначил контуры проекта "Наша новая школа". Боюсь, что советники по образованию в очередной раз подвели президента. Так, например, гора бумаг, относящихся к проекту школьных "Стандартов", есть. А вот видения новой школы, нового содержания и реалистичной программы действий – нет. Между тем хорошие примеры известны: в 1963 году от появления идеи до открытия физматшкол при ведущих университетах прошло всего полгода.

Как прервать инновационно-имитационные процессы и изменить ход Года учителя? Поскольку рыба гниет с головы, начать следует с решительного изменения системы принятия решений. От сложившейся сегодня системы, предельно бюрократизированной, обладающей полной монополией на знание истины и право решать, – к общественно-государственной системе управления.

Первый шаг очевиден: незамедлительная отставка министра Андрея Фурсенко. Министр образования и науки, пользующийся недоверием и даже неуважением, – нонсенс. Тем более на старте модернизации страны.

Персоналиями дело не может ограничиться. Внешне привлекательная идея создания крупного министерства имела крайне негативные последствия: школа оказалась в роли забытой падчерицы. Административная реформа породила "трехглавого дракона". Функции были весьма успешно разделены между тремя главами (Минобрнауки, Рособразование, Федеральное агентство). Но сегодня ситуацию в целом никто не видит и никто ни за что не отвечает.

Решение с точки зрения административной логики – воссоздание Министерства народного просвещения, ответственного в первую очередь за состояние дел в школе. Непременное условие – назначение министром человека высокопрофессионального и искренне болеющего за дело. Господствующий сегодня принцип подбора кадров: "Этот человек мне лично известен" – в сфере образования неуместен.

Реорганизация Минобрнауки требует главным образом политической воли. Сложнее дело обстоит с общественной составляющей. Надо признать, что в современной России эффективных профессиональных сообществ крайне мало (Союз ректоров – одно из немногих исключений). Такие сообщества предстоит создать, предпринимая совместные усилия и снизу, и сверху.

Полезно обратиться к недавнему историческому опыту – опыту конца 80-х годов прошлого века, когда была осознана острая необходимость самых решительных перемен в образовании. Только что назначенный председатель госкомитета по образованию Геннадий Алексеевич Ягодин заявил о необходимости созыва Съезда работников образования, а главное – сделал реальные шаги к организации широкой дискуссии и созданию структур, взявших на себя функции серьезного анализа ситуации и разработки программы действий. Иными словами, был грамотно организован "мозговой штурм", выявивший множество невостребованных ранее людей и идей.

Результативность этой работы была убедительно доказана: в крайне сложные 90-е годы школа не только выжила, но и развивалась.

Модернизация страны и ускоряющаяся деградация национальной системы образования – вещи несовместимые. Пришло время повторить ход Ягодина – инициировать общенациональную дискуссию, а в конце Года учителя провести хорошо подготовленный Съезд учителей. Такой съезд не созывался 22 года – это уже не просто неприличие, а покушение на основы конституционного строя. Все-таки по Конституции Россия – демократическая страна, и, следовательно, Мнение Народное должно иметь регулярные формы выражения.

Важно подчеркнуть, что при подготовке съезда чиновники от образования могут играть лишь вспомогательную роль: их бурная деятельность в последнее десятилетие должна получить объективную оценку. Иначе при всеобщем стремлении к лучшему получится не просто хуже, а много хуже, чем всегда.

Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования.

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

АГФ
24 марта 2010 11:11

Согласен с основными выводами статьи. Помимо перечисленных требований необходимо обратить внимание на фактическое отсутствие у учителей элементарных гражданских прав, хотя бы презумпции невиновности. Почему-то считается (и закреплено законом об образовании), что учитель априори виновен в любых действиях и бездействиях своих подопечных и чуть ли не в стихийных бедствиях, затрагивающих территорию школы. Это грубо нарушает основы Конституции РФ. Пора бы с этим покончить, например, постановлением Конституционного суда РФ.

Victoria A.Sh.
28 марта 2010 22:23

Слоган "этот год – год учителя" является началом непосредственного обращения внимания на проблему образования в нашей стране со стороны государства. Только началом. Почему все требуют всего и сразу? Такого не будет и никогда не было.
ЕГЭ – это не ошибка. Ошибка – это 11-тилетнее образование не способное адекватно подготовить своих учеников к принятым экзаменационным нормам. Я закончила школу в 2007-м году (для тех, кто не знает, это был первый год, когда в нашей стране проводили ЕГЭ) и наш выпуск столкнулся с проблемой полной несостоятельности перед экзаменом. И причиной тому был отнюдь не сам экзамен, а то как нам преподавали все эти годы русский язык и литературу. Нормы установленные ЕГЭ соответствуют хорошему образованию в какой-нибудь гимназии, где учителя действительно стремяться научить своих учеников, а не ставят оценки для галочки. Т.е. проблема в учетилях... Соответственно, нужно координально менять кадровую политику, а для этого нужна материальная база... И снова замкнутый круг.
Я отрицательно отношусь к "духовному воспитанию" в школах. У нас нет нормальных учителей способных препадавать этот предмет правильно. А неправильное "воспитание" способно привести к искажению восприятия не только предмета, но жизни в целом. Мы можем просто испортить детей. Дети – не объект для опытов,не надо об этом забывать...
Что касается Фурсенко, то полностью поддерживаю идею об его отставки. Во главе действительно должен стоять человек "болеющей за дело", да и нетолько во главе. Чиновникам нет места в таких вопросах.
Скажу еще,что сама являюсь студенткой Московского Педагогического Государственного Университета и параллельно преподаю в школе,и поэтому все мои заявления не голословны.

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы