|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Нужны ли России одарённые дети?25 февраля 2010 15:39
Где учатся ваши дети? Статистика ответов на этот вопрос российских федеральных чиновников и руководителей госкорпораций могла бы стать предисловием к разговору о поддержке одарённых детей в нашей стране. Мы разучились учить, а лучшим из учеников нам нечего предложить после школы и вуза. России нужны интеллектуальные кадры. "Инновационную элиту" нужно выращивать, и это, кажется, уже понятно всем. В последнее время для поддержки и развития талантливых детей что-то начали делать: возрос интерес к олимпиадам, всевозможным центрам развития, исследовательским работам школьников и т.д. Государство выводит эту работу на уровень федеральных целевых программ. В 2003-2006 года работала ФЦП "Дети России" с подпрограммой "Одарённые дети", затем был разработан новый этап этой программы – до 2010 года. Задачи перед этими ФЦП ставились самые актуальные: выявлять и развивать природные задатки детей, обеспечивать условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала, создать государственную систему адресной поддержки каждого одарённого ребёнка, разрабатывать индивидуальные "образовательные маршруты" с учётом творческих и интеллектуальных способностей детей и т.п. Определённые плоды эта работа, конечно, даёт, но удалось ли создать заявленную систему поддержки одарённых детей? "Скажите спасибо, что они не колются!" – За последние девять лет у меня была возможность посмотреть разные школы в своём округе здесь, в Москве, – говорит руководитель проекта Центр высоких технологий "ХимРар" Андрей Иващенко. – У меня есть масса знакомых, которые класса до пятого учат детей в России, а потом перевозят их учиться за границу, в частные или государственные школы. С их слов я хорошо знаю, какое образование можно там получить. Поскольку по работе я постоянно бываю и в Америке, и в Европе, а мой достаток позволяет мне учить своих детей в любой точке мира, я также часто стою перед подобным выбором. И глядя на то, что представляет собой сегодня наша образовательная система, я очень переживаю за детей и понимаю, что ситуацию менять нужно в корне и очень быстро. Трое детей Андрея – школьного возраста, и, поменяв по разным житейским причинам для них несколько образовательных учреждений, он может, как он сам говорит, "выпускать сводку “Вести с полей”" о состоянии нашей национальной системы образования. И, к сожалению, картина "в полях" получается безрадостная. В стране в целом не создана атмосфера культа науки, научных национальных достижений. Нет популяризации деятельности известных учёных, их открытий. Что уж говорить о школьниках-победителях международных олимпиад и их наставниках! Частные школы, даже самые лучшие, не имея господдержки, вынуждены бороться за клиентов. Поскольку платить 15 тысяч долларов в год и более за обучение ребёнка могут немногие родители, частные школы идут на вынужденный компромисс с теми, кто приводит к ним детей. – В общем-то, в этих школах очень сильно "прогибаются" под родителей, – объясняет Андрей Иващенко. – А поскольку у половины родителей сейчас каша в голове после всех этих перестроек, пертурбаций, смен формаций и ценностей, то многие из них выбирают такую позицию: "Я вам дал деньги, сделайте из моего ребёнка гения". А ведь трудно признать, что твой ребёнок не гений, и адекватно оценить ситуацию. Поэтому родители начинают качать права, учителя – уступать, теряя возможность нормально воспитывать детей даже за такие хорошие деньги. Проблема в том, что сами родители не готовы к адекватному итогу, они думают, что если заплатить, то обязан быть результат, без личного труда и заботы… Меня всегда интересовало: а как же в Америке, Англии? Теперь я знаю, что эта проблема там решена следующим образом: если в посёлке живут состоятельные люди, то в нём, как правило, есть хорошая школа. Если она государственная, с родителей не берутся деньги, но школа всё равно при этом достойная... Если частная – все, чьи дети там учатся, платят большие деньги, но финансы там не играют значимой роли. Педагоги изначально говорят: "Наша школа существует сто лет, её репутация важнее финансов отдельного ученика. Не нравится? До свидания!" Но люди не уходят, если у школы есть имя, и она годами готовит детей, которые с успехом поступают в Принстонский или Йельский университеты. А имя это формируется десятилетиями. В этом смысле система воспитания и образования за рубежом независима от родителей. "Я вам дал деньги, сделайте мне гения". А ведь трудно признать, что твой ребёнок не гений, и адекватно оценить ситуацию. Поэтому родители начинают качать права, учителям приходится уступать, теряя возможность нормально воспитывать детей даже за такие хорошие деньги Возьмём наши государственные школы. Что там произошло? Из-за того, что за последние десятилетия школа перестала быть тем институтом, который вызывает уважение людей, их отношение к школе поменялось с нормального на потребительское: "Хочу – куплю себе новую шубу, а хочу – куплю новую школу, учителя, репетитора". К школе начали относиться, как к вещи. Из-за этого и в школах отношение к детям поменялось. Там сейчас мало осталось учителей, которые болеют за успеваемость детей. В школах к этому относятся так, как в советское время относились в институте. Если вы помните, в школах нас заставляли учиться. А в институте наступал шок: хочешь – ходишь на лекции, хочешь – не ходишь. Хочешь – получаешь "хвосты", хочешь – учишься хорошо. Сегодня такое же отношение сформировалось и в школах: если это хорошее заведение, ребёнка учат достойные учителя, но при этом никто его не заставляет учиться. Но если в институте у студента уже созревшее сознание (он думает: "Если я вылечу отсюда, что дальше? В армию идти, или как?"), то школьник ещё этого не понимает. И если можно не учиться, нормальный ребёнок будет "не учиться". Идёт система отрицательной фильтрации. В одной областной школе мне заявили следующее: "Скажите спасибо, что мы вообще за ними смотрим, и они хотя бы по улицам не бегают!" Как эволюционировало отношение к детям! Мол, надо сказать спасибо за то, что дети не беспризорничают, не пьют, не курят и не колются. И многим родителям большего и не надо, их тоже всё устраивает. Они видят, что формально ребёнок устроен, куда-то ходит, оценки получает. Час откровения наступает только тогда, когда отпрыск не поступает в институт или, напротив, выходит из "бутафорского" вуза, куда поступал за деньги. Когда становится ясно, что ребёнок окончил бутафорию и ни на что не способен, приходит "озарение". Но родители уже старенькие, а ребёнок к жизни не приспособлен: не может никуда устроиться... Дети получаются абсолютно неконкурентоспособные, они проигрывают везде, их не берут на работу, потому что их дипломы никому не нужны. А время уже не вернуть, это поколение уже потеряно. Поэтому я давно отвёз бы своих детей учиться за рубеж, если бы после нескольких школ они не попали в Физтех-лицей. Теперь я знаю, что хорошие школы в стране сохранились. Их надо сейчас выявлять и клонировать, возвращать на их основе старые традиции, либо строить новую систему – как хотите. Нужно думать о воспитания детей в духе высшей школы КГБ. Там был элемент идеологическо-патриотического воспитания, которое позволяло развивать агентурную систему. И она работала на Родину. Сейчас нужно что-то на уровне если не КГБ, то, может, духовной семинарии Система "пахоты" Физтех-лицей – обычная муниципальная школа в Долгопрудном. 15 лет назад её создавали по инициативе выпускников Московского физико-технического института, которые стремились дать своим детям качественное образование. Они применили в школе "систему Физтеха", известную жёстким фильтром на входе и усиленной работой, особенно в первые годы обучения. – То же сделали в этой школе: берут только, действительно, очень хорошо подготовленных ребят, а потом так наседают на детей и на родителей, что в школе остаются только те, кто, действительно, хочет трудиться: дети, которые могут эту нагрузку потянуть, и родители, которым не всё равно, – делится мнением Андрей Иващенко. – Работоспособных детей примерно половина. И в таких условиях она идёт вверх, а в условиях обычной школы скатывается вниз. Больше половины выпускников лицея поступает в Московский физико-технический институт (Физтех), в то время как из обычной долгопрудненской школы это могут сделать лишь 5 %. Остальные лицеисты поступают на бюджетные места факультетов ведущих вузов, причём абсолютно разных. Это результат системы "пахоты". Как ни странно, современная модная статистика по образованию гласит: "Детей перегружают, у них детства нет". Но на самом деле, под хорошей конструктивной нагрузкой дети, наоборот, начинают гораздо интереснее, мощнее развиваться, чем когда они "гоняют балду" в обычной школе, а дома смотрят сериалы и сидят в Интернете. На всё времени хватает – и на творчество, и на спорт. Кроме учёбы, выпускники лицея занимают первые места на спортивных мероприятиях, олимпиадах по иностранным языкам и т.д. Таланты, которые первое время скрыты, начинают работать. Систему, таким образом развивающую детей, в лицее создали и сохранили на протяжении всех этих лет. Конечно, во многом это стало возможным благодаря труду её директора, Марины Геннадьевны Машковой, ей удавалось удерживать учителей в лицее все эти годы… Из-за того, что за последние десятилетия школа перестала быть тем институтом, который вызывает уважение людей, их отношение к школе поменялось с нормального на потребительское: "Хочу – куплю себе новую шубу, а хочу – куплю новую школу, учителя, репетитора". К школе начали относиться, как к вещи Сама Марина Геннадьевна говорит о своей работе так: – Свою задачу вижу в том, чтобы готовить способных старшеклассников к началу профессиональной карьеры. Поэтому в прошлом году наш лицей стал муниципальной экспериментальной площадкой инновационного вида для организации непрерывного образования "Лицей – вуз – наука". Уверена, что это поможет способным, одарённым ребятам беспрепятственно проходить траекторию "школа – университет – работа", потому что это уже начало их вовлечения в профессиональную деятельность. Мы поддерживаем стремление лицеистов к творчеству, карьерному росту. Для конкретных дел Отличные успехи Физтех-лицей демонстрирует, несмотря на то, что живёт на те же деньги, что и все муниципальные школы, и до сих пор ютится на базе детского садика, в котором поселился 15 лет назад. А когда обсуждался закон о "подушевом финансировании" школ, стало понятно, что лицей, в котором учится около 300 человек, скоро будет получать в два раза меньше средств, чем обычная школа, где учеников в два раза больше. Пока государство разберётся, что школы в стране разные, и надо применять какие-то коэффициенты для реализации того или иного закона, малоукомплектованные школы за год-два просто исчезнут. Долгопрудный – рядом с Москвой. Все молодые учителя, как бы они ни любили коллектив, будут поставлены перед выбором: остаться в лицее или искать больший заработок в более крупных столичных школах. Предвидя эту ситуацию и понимая, что надо пережить время, пока чиновники во всём разберутся, несколько родителей, чьи дети учатся в Физтех-лицее, создали специальный фонд. Из любой школы должен выходить Гражданин. Гражданское, духовно-нравственное воспитание должно лежать в основе всей работы с молодёжью. Она может считаться успешной, если одарённость ребёнка превратилась в "социально ценный продукт" – Родители отнеслись с интересом, хотя денег в него никто не вкладывал, кроме тех, кто, собственно, и был инициаторам создания фонда, – говорит Андрей Иващенко. – Но я понимаю тех людей, кто с осторожностью смотрит на это дело. Если бы я увидел, что в школе, где мой ребёнок учится, неизвестные мне люди сделали какой-то фонд, я бы тоже не побежал туда вкладывать деньги. Я бы посмотрел на первые шаги и первые дела. Мы, инициаторы, это понимаем и больше сконцентрированы не на том, чтобы бегать, собирать деньги, а на том, чтобы сделать какие-то конкретные вещи. "Конкретные вещи" – это, например, школьный ансамбль и секция "Русское богатырство", работающая в уникальном спортивно-культурном направлении, – это старинные русские игры, походы, основы самозащиты и т.д. В разработке – программа для электронных журналов и дневников, видеоуроки. Но главное, что хотят решить инициативные родители, – увеличить площадь школы, чтобы дополнительно можно было обучать в её стенах хотя бы человек сто. – Мы хотим поучаствовать в каких-то госпрограммах, которые, мы надеемся, сейчас появятся, – говорит Андрей Иващенко. – Я знаю, идут обсуждения эффективной деятельности школ для одарённых детей, ФЦП, президентских программ. Возможно, через всё это нам удастся масштабировать опыт физтеховской "теплицы". Детей не заставляют учиться. Но если в институте у студента уже созревшее сознание, то школьник ещё многого не понимает. И если можно не учиться, нормальный ребёнок будет "не учиться". Идёт система отрицательной фильтрации
Может, КГБ поможет? – В стране, в целом, не создана атмосфера культа науки, научных национальных достижений, – говорит Марина Геннадьевна. – Нет популяризации деятельности известных научных экспериментаторов, их открытий. Что уж говорить о школьниках-победителях международных олимпиад и их наставниках! Их поощрения несравнимы с чествованием призёров спортивных олимпиад или музыкальных конкурсов. Например, в декабре прошлого года в Баку проходила VI Международная олимпиада юниоров по естествознанию (IGSO), в которой принимали участие команды из 50 стран мира. Российская команда состояла из шести человек, ребят до 15 лет. Все получили золото! Даже в командном зачёте победили, а абсолютным чемпионом стал наш мальчик Илья Езепов. Кто об этом знает?! По возвращении в аэропорту Шереметьево их никто не встречал, не было ни одного чиновника, ни одного журналиста. Были только студенты-азербайджанцы, которые учились в московских вузах, они и приветствовали наших ребят: "Молодцы! Ура, Россия!" Я видела тех наших ребят, знаю их, и мне стыдно. То же самое было в 2007 году, когда ребята выиграли эту же олимпиаду на Тайване. Уставшие, перед приземлением в Москве они переоделись в белые кофточки, рубашечки, так как были уверены, что их встречают, но… Ребёнок, особенно одарённый, должен видеть отношение страны к себе, он должен понимать, что будет востребован в дальнейшем. Единственное, что сейчас осталось, это какие-то наши вековые традиции. Что-то оттуда надо брать, опираться на это. Нужен образ, к которому можно стремиться Как никогда надо стимулировать мотивацию ребят к учёбе (им это должно быть интересно): это и современные лаборатории, интересные экскурсии, семинары, нестандартный подход к обучению, научная среда (рядом должны быть специалисты, параллельно работающие на переднем крае науки, которой интересуется одарённый ребёнок), современная материальная база. И ещё: я убеждена, что из любой школы, а из школы одарённых детей особенно, прежде всего, должен выходить Гражданин. Гражданское, духовно-нравственное воспитание должно лежать в основе всей работы с молодёжью. И если делать акцент на результативную сторону нашей работы, то она может считаться успешной, если одаренность превратилась в "социально ценный продукт". Результатом наших трудов должен быть умный, интеллектуально развитый молодой человек, который любит свою Родину, сознательно относится к своей работе, семье, стране и несёт за неё ответственность. Для этого в лицее мы серьёзно изучаем русский язык, русскую литературу, отечественную историю, духовное краеведение. Вся система образования должна оказывать существенное влияние на развитие интеллектуального потенциала страны. Мы, как налогоплательщики, будем оплачивать обучение немногих наших одарённых детей, а эти дети будут уезжать, создавая инновационную экономику в других странах, и мы опять будем на задворках, опять будем потреблять западную инновационную продукцию В этом же – патриотизме, нравственном гражданском воспитании – видит возможный выход и Андрей Иващенко, когда речь идёт ещё об одной серьёзнейшей проблеме – утечке молодых интеллектуальных кадров за границу: – Если смотреть дальше, наши одарённые дети, отучившись, уезжают из страны и работают там, где лучше. И сейчас будет такая ситуация: даже если пойдут заявленные государством программы, "мировой пылесос" будет забирать наших young researchers, young students и т.д. Получается, мы, как налогоплательщики, будем оплачивать обучение немногих наших одарённых детей, а эти дети будут уезжать, создавая инновационную экономику в других странах, и мы опять останемся на задворках, вновь будем потреблять западную инновационную продукцию. Что с этим делать? Как закреплять молодёжь в стране? Это проблема. И надо понимать, что, не разобравшись с ней, никакой стратегической задачи по формированию из наших детей национальной элиты, обученной, инновационной, не решить. Причём, здесь таких простых решений, как "не давать виз", не будет, не получится закрывать границы, сейчас не то время. Чтобы люди не уезжали, в нынешних условиях должно быть какое-то очень серьёзное основание, причём не деньги, мы их не можем предложить. Климат мы тоже бессильны сделать лучше, чем в других странах. Тогда что? Кроме банальных грантов, стипендий, мониторинга рабочих мест, инновационной экономики, нужно что-то ещё. Единственно, что сейчас осталось, это наши определенные вековые традиции, ведь наши предки были умными людьми, они выработали и сохранили для нас основные ценности. Что-то оттуда надо брать, опираться на это и строить некую систему, бойскаутскую, или как угодно её назовите. Я, может, непривычную вещь скажу, но я думаю, чтобы как-то задать вектор для того, чтобы оставлять этих детей в стране, нужно думать о воспитания ребят отчасти в духе КГБ.
Час откровения наступает только тогда, когда отпрыск не поступает в институт или выходит из "бутафорского" вуза, куда поступал за деньги. Ребёнок абсолютно неконкурентоспособен, он проигрывает везде, его не берут на работу, потому что его диплом никому не нужен. А время не вернуть, и это поколение потеряно Поскольку по работе я постоянно бываю и в Америке, и в Европе, а мой достаток позволяет мне учить своих детей в любой точке мира, я давно отвёз бы своих детей учиться за рубеж, если бы после нескольких школ они не попали в Физтех-лицей
Елена Укусова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеАГФ
Согласен полностью с автором статьи. Меня особенно интересует, почему утверждают, что современный школьник перегружен учебой? Как я ни старался, нигде не смог найти методику расчета этой перегрузки. По-моему, ее просто не существует, и это голословное утверждение. По моим наблюдениям современный школьник недогружен и к тому же ленив. Тасола
Верная статья, и я согласен с АГФ . Если вспомнить, то все успехи СССР есть заслуга ещё царской школы и старой-старой советской школы, в которой мальчики и девочки учились отдельно, ибо методы обучения мальчиков сильно отличаются от методов обучения девочек, в которой каждый год дети сдавали экзамены переходные из класса в класс по всем предметам, в которой дети выполняли много домашних заданий и много учили наизусть и обучались устному счёту, где школьников учили читать и понимать прочитанное, где школьникам не давали перед опросом 5-10 минут (от 45 минут) вспомнить домашнее задание и т.п., в которой учитель имел право выгнать, без всяких для него последствий, нашкодившего ученика, и мог поставить кол (в которой была пятизначная система оценок) и не опасаться разъярённого родителя непонятной национальности и репрессий физических со стороны самого выродка..... , в которой большинство учителей были мужчины с приличной зарплатой.... но о последнем, вспомним, говорил ещё великий Райкин – если бы наши мужчины получали чуточку больше, а наши женщины сидели бы чуточку больше дома, то нам бы не пришлось строить столько тюрем..., но это вопросы к власть имущим и денюжным мешкам, которые, см. уважаемого В.В.Путина, не знают куда деньги девать....вот мы здесь и подсказываем....пусть вложат деньги в образование, их собственные дети через 20-50 лет получат хорошую рабочую силу (рабов, в смысле, хороших)...:)))) Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |