|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Школьные реформы под контролем19 февраля 2010 23:26
На первое заседание комиссии пригласили представителей ведущих СМИ, освещающих проблемы образования. Журналистов познакомили с планом работы на 2010—2011 годы и объяснили предназначение комиссии. "Мы бы хотели построить свою работу таким образом, чтобы осуществлять сбор мнений профессиональных сообществ — инженеров, педагогов и т. д. о том, как они воспринимают складывающуюся в образовании ситуацию и что хотели бы в ней изменить, — сказал ректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов. — Сегодня профессиональные сообщества или исключены из обсуждения реформ, или их голос монополизирован двумя-тремя спикерами. В результате власти не получают обратной связи". Комиссия собирается взять на себя функцию общественного "ящика". Будет открыт пункт приёма отзывов населения по самым злободневным проблемам: проведению олимпиад и ЕГЭ, зачислению в вузы, преподаванию основ православной культуры и т. д. В России ни один орган не выполняет роли народной жилетки, так что это направление деятельности можно считать уникальным. "Мы, конечно, не берём на себя обязательства разбираться с каждым обращением, — признался г-н Кузьминов. — Но по этим отзывам сможем сделать выводы о проблемах в системе образования". Кроме того, комиссия постарается объединить всех членов региональных общественных палат, которые занимаются образованием. И с их помощью проводить регулярный мониторинг мнения людей о новациях в образовании. ЕГЭ по истории: альтернативы нет? Среди вопросов, которые будет рассматривать комиссия, одно из центральных мест займёт ЕГЭ. Общественная палата всегда относилась к нему с большим вниманием. В прошлом году проводились слушания, горячие линии. В этом главная задача будет связана с формированием сети общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ. "Мы надеемся, что их будет больше, чем в 2009-м", — отметила президент образовательного центра "Наследник", замглавы комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина. В 2009 году не все регионы поддержали идею введения института общественных наблюдателей. Кроме того, к их формированию смогли приступить только в мае, когда был утверждён порядок проведения приёмной кампании. В этом году заявления для участия в ЕГЭ, где будут перечислены все планируемые к сдаче предметы, выпускники должны будут написать не позднее 1 марта. Так что работу по созданию сети наблюдателей можно будет начать раньше. Комиссия собирается взять на себя функцию общественного "ящика". Будет открыт пункт приёма отзывов населения по самым злободневным проблемам: проведению олимпиад и ЕГЭ, зачислению в вузы, преподаванию основ православной культуры и т.д. Комиссия Общественной палаты намерена организовать сеть наблюдателей во всех регионах России. Будет издан специальный регламент деятельности таких "смотрителей", и, кроме того, планируется наделить их реальными полномочиями по пресечению нарушений. Кстати, в Госдуме хотят законодательно закрепить статус общественных наблюдателей, прописав в документе порядок их аккредитации. "Мы запланировали, что в ближайший месяц отработаем регламент поведения общественного наблюдателя, описав те узловые моменты, которые он должен проконтролировать, — сказала Духанина. — Например, в том году были зафиксированы случаи, когда в класс вносился уже вскрытый конверт с заданиями, что категорически запрещено". Комментируя инициативу коммунистов предоставить гражданам право добровольной сдачи ЕГЭ и отказаться от обязательного госэкзамена по литературе, истории и обществознанию, Ярослав Кузьминов сказал, что эти предложения не новы: "Гуманитарные дисциплины действительно имеют свою специфику. Качество подготовки, например, по литературе сложно оценить и в рамках ответов на вопросы и в рамках эссе. Мы с ректором МГУ ещё в 2002 году ставили вопрос о том, что по литературе не должно быть ЕГЭ, или пусть это будет ЕГЭ в виде сочинения". Вопрос по литературе — очень узкий. Когда речь заходит об истории или обществознании, то в данном случае это касается очень широкого круга заинтересованных: ЕГЭ по этим предметам сдают 40—50 процентов выпускников. Во многом ради этого и вводился ЕГЭ, чтобы бороться с субъективизмом на устных экзаменах. "В данном случае у ЕГЭ, видимо, нет альтернативы, — заявил Ярослав Кузьминов. — Никакого рода сочинения по обществознанию быть не может. Нельзя собрать беспристрастную комиссию из числа академиков, которые смогли бы объективно оценить все 500—600 тысяч работ, которые пишутся по обществознанию". Хотя вопрос этот неоднозначный. И на комиссии по ЕГЭ при президенте в марте планируется отдельно рассмотреть проблему ЕГЭ по истории и обществознанию. Сегодняшнее законодательство в сфере образования представляет собой нечто неудобочитаемое. В нём могут разобраться только юристы. Работа над интегрированным законом, который объединит и усовершенствует законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профобразовании", скорее всего, продлится до 2011 года Уйти от законодательных "заплаток" Работа над интегрированным законом в сфере образования может продлиться до 2011 года, предположил ректор Высшей школы экономики, когда речь зашла о проблемах законодательства. Нормативный документ объединит и усовершенствует законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профобразовании", которые содержат многочисленные дополнения и ссылки на другие законы. Сегодняшнее законодательство в сфере образования представляет собой нечто неудобочитаемое, считает Ярослав Кузьминов. Законодательство формировалось в 1990-е годы, а весь последующий период в него просто добавлялись нормативные "заплатки". Так что сегодня в законе об образовании (1992 года) может разобраться только юрист. "Мы нуждаемся в том, чтобы заново подготовить закон об образовании, который определял бы общие принципы существования образовательной системы, — подчеркнул Кузьминов. — В нынешнем виде закон утратил эту функцию. Мы как граждане не можем исходить из духа закона об образовании". Работа над законом идёт в плановом режиме. Примерно раз в месяц экспертные группы собираются для его обсуждения. Сейчас очень важно объединить все предложения и провести их общественное обсуждение, считает ректор ГУ-ВШЭ. Говорить об удовлетворённости новым законом пока рано. Из 18 глав Минобрнауки подготовило только две. Но, как отметил на недавней коллегии Рособразования председатель комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин, к этим главам у экспертов масса замечаний. От учреждений начального и среднего профобразования получено десять страниц с перечислением всех недочётов. По оптимистичным прогнозам, около года уйдёт на подготовку самого текста закона и на его последующие обсуждения с экспертами и общественностью. Проблема уровневого образования связана с быстрой сменой технологий. Бессмысленно готовить людей на заранее определённое место. Важно обеспечить гибкость образования. В течение жизни человеку придётся менять работу примерно 5-6 раз. А для этого надо переучиваться. Именно поэтому и надо уходить от специалитета "4+2": аргументы в пользу Ещё один болезненный для российской высшей школы вопрос связан с переходом на уровневое образование. С января 2011 года все вузы страны должны будут перейти на систему "4+2". "Среди многих ректоров технических вузов существует устойчивое мнение о пагубности обязательного перехода на двухуровневую систему образования, — сказал заместитель председателя ООО „Союз машиностроителей России“ Владимир Гутенёв. — И я согласен, что надо поставить вопрос о предоставлении студентам инженерных и естественнонаучных специальностей возможность выбора или двухступенчатой системы или специалитета. В каких пропорциях — это вопрос дискуссионный. Но по целому ряду специальностей надо сохранить „пятилетку“". Если инженера надо готовить пять лет, тогда на подготовку врачей требуется восемь? Задался резонным вопросом ректор ГУ-ВШЭ: "Когда мы проводим какие-то реформы, надо понимать, для чего это делается. Проблема уровневого образования связана не с тем, что мы всех непременно должны загнать в бакалавры или магистры. Это связано с быстрой сменой технологий. Бессмысленно готовить людей на заранее определённое место. Технологии уже может не быть, когда мы подготовим под неё специалиста. Поэтому задача заключается в том, чтобы обеспечить гибкость образования. В течение жизни человеку придётся менять работу примерно 5—6 раз. А для этого надо переучиваться. Именно поэтому мы и хотим уходить от специалитета". Вторая проблема заключается в том, что в России "криво" распределяются бюджетные места. Будь то инженеры или педагоги. Образование получают те люди, которые не собираются работать по специальности. Очень много денежных средств тратится на оснащение лабораторий для студентов 3, 4, 5 курсов, которые абсолютно в этом не нуждаются, так как уже работают. Решить эту проблему государство может только через систему "4+2". Только так можно урегулировать рынок массового образования. На заседании комиссии также обсудили другие актуальные вопросы. В том числе: поддержку талантливых детей и совершенствование системы школьных олимпиад, борьбу с "псевдообразованием", внедрение моделей инклюзивного образования (когда дети с ограниченными возможностями учатся в обычных школах вместе с другими ребятами) и другие. Каждая из этих проблем будет отдельно рассмотрена на последующих заседаниях комиссии.
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |