Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Иновационным университетам требуются постдоки

06 февраля 2010 02:28

Первый проректор Белгородского государственного университета Татьяна Давыденко. Фото с сайта www.strf.ru
Первый проректор Белгородского государственного университета Татьяна Давыденко. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF:
Татьяна Давыденко, первый проректор, проректор по науке, директор исполнительной дирекции инновационной образовательной программы Белгородского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

О том, как эффективно совместить науку и образование, мы беседуем с первым проректором Белгородского государственного университета Татьяной Давыденко.

Татьяна Михайловна, по статистике в российских вузах занимается исследованиями лишь 18 процентов профессоров и преподавателей. Отличается ли ситуация в БелГУ?

— Доля работников профессорско-преподавательского состава университета, принимающих участие в исследованиях и разработках, за последние три года возросла с 25 процентов до 31 процента.

Чего больше, исследований или разработок? Иными словами, каково соотношение долей тех исследований, что приводят, прежде всего, к публикации в научном журнале, и тех, что имеют главным итогом внедрение или патент?

— Доля опытно-конструкторских разработок в общем объеме НИОКР БелГУ за те же три года выросла с 36,1 процентов до 44,3 процентов.

Сколько людей выполняет хоздоговорные исследования, каков их объём? Кто основные заказчики? Участвуют ли студенты и аспиранты?

— Объём хоздоговорных работ по итогам 2008 года составил 85 миллионов рублей, а в структуре финансирования научных исследований университета это 18 процентов. Среди заказчиков НИОКР в основном белгородские промышленные предприятия и организации, а также многие известные российские и зарубежные фирмы. Среди них ВСМПО-Ависма, ОАО "Лебединский ГОК", ООО "Белгородская Горнодобывающая Компания", ВНИИ им. Бочвара, ЦНИИТМАШ, NT-MDT. В выполнении хоздоговоров в БелГУ задействованы более 200 студентов и около 300 аспирантов.

Многие полагают, что при нынешней преподавательской нагрузке у российских профессоров и доцентов на науку и разработки времени не остаётся.

— В вузе, выполняющем инновационную образовательную программу, не может быть преподавателей, не занимающихся исследованиями, поэтому политика университета направлена на то, чтобы каждый сотрудник имел возможность реализовать свои исследовательские способности. Подготовка специалистов, соответствующих требованиям современной экономики, невозможна без внедрения научных результатов в учебный процесс.

В университете действует система поддержки исследовательской деятельности учёных. Она включает ряд основных мероприятий. Во-первых, это внутривузовские гранты на исследования для докторов, кандидатов наук и молодых исследователей с дифференцированной оплатой труда до 300 тысяч рублей в год.

Во-вторых, преподавателям, добившимся существенных результатов в научной деятельности и выполняющим обязательную аудиторную учебную нагрузку, снимается до 200 часов нагрузки для того, чтобы высвободить дополнительное время для работы над исследованиями.

В-третьих, в БелГУ создана эффективная инфраструктура, сопровождающая выполнение НИР как по внутривузовским грантам, так и по грантам федеральных фондов и федеральным целевым программам.

В выполнении хоздоговоров в БелГУ задействованы более 200 студентов и около 300 аспирантов

Сколько часов нагрузки приходится в среднем на преподавателя?

— В БелГУ нагрузка доктора наук составляет 600 часов в год, доцента 700—750 часов в год. Но 70 процентов докторов наук, участвующих во внутривузовском конкурсе и добившиеся существенных результатов в научно-исследовательской деятельности, имеют нагрузку 400—500 часов в год.

Много ли научных сотрудников, не занятых в преподавании?

— В современных экономических условиях первостепенной миссией университетов должны стать "исследования", а не "образование", как это характерно для традиционного подхода. Высокоэффективная образовательная система БелГУ основывается на принципе взаимодействия образования, науки и производства. Поэтому из 94 человек, являющихся научными сотрудниками университета, в учебном процессе заняты все, за исключением инженеров и технических работников.

Анализ цитируемости учёных БелГУ, проводимый по базе данных ISI, показал, что цитируемость ведущих преподавателей вуза значительно превышает среднюю цитируемость отечественных учёных

Какие показатели успешности научной работы используются при оценке и как они влияют на зарплату и премии?

— Рейтинговая система оценки результативности научно-исследовательской деятельности сотрудников университета опирается на анализ публикационной активности. При этом мы особенно следим за публикациями наших учёных в ведущих отечественных и зарубежных изданиях. К слову сказать, анализ цитируемости учёных БелГУ, проводимый по базе данных ISI специалистами ВИНИТИ РАН за период с 2000 по 2008 гг., показал, что цитируемость ведущих преподавателей вуза значительно превышает среднюю цитируемость отечественных учёных.

Не менее важными показателями мы считаем результативность работы с молодыми исследователями — студентами и аспирантами, выполнение учёными проектов, поддержанных грантами различных научных фондов, научных программ и работ по хоздоговорной тематике, востребованность исследований учёных у бизнес-структур и предприятий региона — внедрение результатов НИОКР; участие в научных мероприятиях, научно-технических выставках — экспонирование научно-технических разработок.

БелГУ осуществляет целевую поддержку учёных, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями.

При сохранении сложившейся системы финансовой поддержки исследований по ФЦП на конкурсной основе на сегодня самым эффективным может стать введение института стажировок для написания докторских диссертаций (постдоков)

Нет ли проблем с высоким средним возрастом кадров и обеспечением карьерного роста? Не планируете ли ввести применяемый на Западе возрастной ценз?

— Проблем с кадровым ростом нет. Как я говорила, в БелГУ действует эффективная система поддержки преподавателей и учёных, апробированная в течение 5 лет. Больше того, университет сам ставит перед своими сотрудниками высокую планку. Так, утверждение темы докторской диссертации на заседании научно-технического совета возможно лишь при наличии 10 публикаций в ведущих отечественных и зарубежных изданиях.

Категория преподавателей и работников научных подразделений БелГУ в самом активном творческом возрасте от 30 до 49 лет за последние три года составляет 46,2 процента от общего числа работающих. А среди деканов, заведующих кафедрами и руководителей лабораторий молодые сотрудники составляют около трети. Поэтому введение возрастного ценза для нас неактуально.

Какие меры со стороны государства для развития науки в вузах были бы наиболее эффективны?

— При сохранении сложившейся системы финансовой поддержки исследований по ФЦП на конкурсной основе на сегодня самым эффективным может стать введение института стажировок для написания докторских диссертаций (постдоков). Создание условий в виде программ стажировок на время работы над диссертацией и освобождения от аудиторной нагрузки позволит обеспечить приток молодых исследователей, мотивирует наиболее активную часть учёных к продолжению исследований в молодом возрасте.

Справка STRF:
Белгородский государственный университет (БелГУ) основан в 1876 году. как учительский институт. В советское время продолжал подготовку педагогов, в 1996 году получил статус госуниверситета. Сегодня в БелГУ на 21 факультетах обучается 32 тысячи студентов, работает 52 научных центра и лаборатории. В 2007 году БелГУ в рамках нацпроекта "Образование" стал победителем конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы.

Иван Стерлигов

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы