|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Образование как самоцель26 января 2010 18:57
Но в глубине души каждый преподаватель знает, что это неправда, что мифические хорошие студенты предыдущей эпохи тоже прогуливали целые курсы лекций, играли под партой в карты и сдавали непрочитанные курсовые, написанные совсем другими людьми. Конечно, в мое время Интернета не было, и поэтому в качестве литературных негров использовались поклонники, а не безличный банк рефератов, но технический прогресс не остановишь. А с точки зрения учебы результат, казалось бы, не сильно отличался. Однако мы хоть и не были "лучше", чем нынешние, но мы были другими. Бесполезные знания Каждый сентябрь, стоя перед доской и знакомясь с новой группой, я задаю себе вопрос: зачем они пришли сюда? Чему они хотят у меня научиться? Произносить без запинки трудное слово "экзистенциализм", не вставляя в середину лишний слог? А зачем? Это умение понадобится только тем из них, кто пойдет работать в медиа, да и то маловероятно. Знать, чем синтетические суждения отличаются от аналитических? Это и вовсе бесполезно; я даже в страшном сне не могу себе представить ту отрасль народного хозяйства, в которой это знание может быть востребовано. Иначе говоря, я должна заставить студентов выучить и "сдать" объем знаний, которые в жизни никому из них не пригодятся – за исключением, разумеется, тех, кто польстится на сверхвысокие зарплаты преподавательского состава или же на престиж, которым в нашем обществе пользуются научные работники. Однако подготовка профессионалов никогда не была единственной целью существования университета. В конце концов гордится же МГУ выпускником физмата Герценом, хотя он прославился отнюдь не в области математики и физики. В отличие от нынешней ситуации, когда студент учится для того, чтобы получить диплом, найти реальную работу и начать жить, раньше обучение в высшей школе было одновременно и самоцелью. Поступая в университет, ты не просто радикально улучшал свой CV или получал левел-ап в игре "образование". Ты становился членом могущественной корпорации под названием "русская интеллигенция". Московский студент, а не Шариков А быть интеллигентом значило – если кто помнит еще – служить чему-то более важному, чем ты сам. Народу, стране, культуре, науке (нужное подчеркнуть). Нет, я еще не выжила из ума и прекрасно отдаю себе отчет в том, что описание советско-российской интеллигенции как "витязей, выкованных из чистой стали" может вызвать только гомерический хохот. Однако, хотя жизнь эмпирического выпускника университета и состояла из хлопот по улучшению собственного быта, в ней присутствовала идея чего-то высокого. Клятва на Воробьевых горах. Россия, Лета, Лорелея. Это высокое могло быть весьма смутным и расплывчатым, как в песнях Окуджавы, и служение ему проявлялось в основном в кухонных посиделках за рюмкой водки, однако оно создавало дополнительное измерение жизни. И дополнительное измерение университетского образования. "Я – московский студент, а не Шариков!" – говорит профессор Преображенский, объясняя Борменталю, а заодно и читателю, почему он не может совершить неблаговидный поступок. В том мире, в котором жили читатели Булгакова, логическая связь между принадлежностью к высшей школе и наличием требований к себе, выходящих за рамки сугубо профессиональной этики, еще не была нарушена. Однако этот мир ушел навсегда, с ним в небытие ушла и русская intelligentsia вместе со своими ценностями. Интеллигенты, впрочем, остались. Они отличаются от пришедших им на смену интеллектуалов слегка потерянным взглядом, опущенными плечами, отсутствием целеустремленности и не ремонтированными с советских времен квартирами. Будущее принадлежит не им. Зато им принадлежит прошлое: легендарное, героическое, мифическое прошлое российской интеллигенции.
Анна Владимировна Ямпольская – кандидат философских наук, доцент Центра феноменологической философии философского факультета РГГУ.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеТасола
Согласен полностью Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |