|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Сюрприз для Федерации22 января 2010 19:41
В центре сегодняшнего обсуждения, сообщил "НГ" источник в руководстве "Единой России", окажется главный политический тезис доклада рабочей группы о том, что без модернизации, без совершенствования политической системы ни о каком реформировании, ни о какой модернизации экономической системы речи идти не может. Только строгая институциональная среда определяет экономический комфорт граждан и экономические возможности общества, уверены составители документа. В докладе признается, что по развитию политических институтов наша страна является неконкурентоспособной. Чтобы полностью соответствовать стандартам демократии, отмечается в документе, необходимы ответственное правительство, ответственный парламент и ответственный электорат. Авторы доклада фиксируют первые шаги к формированию партийного правительства в стране, отмечая заслугу в этом деле Владимира Путина, который согласился возглавить "Единую Россию". Партия должна отвечать на программу, которую реализует правительство, – вот лейтмотив доклада. Еще один акцент сделан на особой ответственности электората. Участники рабочей группы считают, что реформы должны стартовать снизу. Они уверены, что нужно побудить людей принимать решения и отвечать за них. Отмечается также, что нельзя расшатывать лодку и что критика должна быть конструктивной. Члены рабочей группы считают, что необходимо укреплять партийную систему на региональном и на местном уровне, нужно повышать информационную открытость политического процесса в регионах. Предложения партий представлены будут в анонимной форме: в тексте нет указаний на то, от кого исходит та или иная политическая инициатива. Думскому председателю Борису Грызлову долго удавалось хранить интригу – источник в партии уверил "НГ", что предложение спикера относительно федерального переустройства в тексте доклада отсутствует: "Ведь надо же было партии чем-то удивить общество накануне Госсовета". Между тем выступление высокопоставленного партийного чиновника не выглядело совсем уж спонтанным. ЕР явно намеренно демонстрирует, что она не разменивается на мелочи вроде реформы избирательной системы. Думский спикер покусился на федеративное устройство, высказавшись за то, чтобы гордое звание "субъект Федерации" мог носить лишь тот регион, который является самодостаточным с финансовой точки зрения. Потому что, по мнению Грызлова, несамодостаточных субъектов в России быть не должно. "Надо либо менять подходы к работе в этих субъектах, либо объединяться с другими, для того чтобы территория была самодостаточной", – жестко выразил свою точку зрения председатель Госдумы. Но на этом не остановился, добавив своим инициативам дополнительной "привлекательности". В довершение к призыву регионам сливаться он пообещал, что ЕР намерена добиваться унификации названий должности руководителей субъекта РФ. Грызлов предложил называть всех нынешних губернаторов, президентов и председателей высших советов просто главами субъектов. Напомним, что несколько дней назад он же высказал идею о едином именовании и региональных парламентов. Никаких государственных дум, великих и малых хуралов быть не должно, а пусть, считает он, будут законодательные собрания субъектов Федерации. Которые к тому же не должны быть двухпалатными. Попытка выяснить у депутатов разных фракций, что же послужило основанием для таких заявлений спикера, успехом вчера не увенчалась. Корреспонденту "НГ" удалось лишь получить указание на то, что Грызлов, видимо, ошибся, отмечая, что, мол, финансово слабых регионов в России всего-то не больше полутора десятков. Правда, как заметил анонимно один из единороссов, "может, была использована статистика Минфина, согласно которой положение региональных финансов не такое уже и плохое". Между тем считается общим местом информация, по которой число так называемых регионов-доноров в стране как раз и составляет не более полутора десятков. Например, депутат из "Справедливой России" Оксана Дмитриева сообщила, что по итогам 2009 года донорами считаются 13 регионов. И что она не очень хорошо понимает, как можно на практике осуществить то, что предлагает Грызлов. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский скептически отнесся к этой идее. Однако сразу же предположил, что она, судя по всему, является обыкновенным зондированием общественного мнения: "Ну если у кого-то наверху, скажем, в правительстве, и есть такие мысли, то кому же их озвучить, как не Грызлову". Вместе с тем Решульский напомнил, что уже более пяти лет в руках федеральной власти есть такой механизм работы с дотационными регионами, как введение внешнего финансового управления. При этом, отметил он, хотя бы в порядке эксперимента его ни разу нигде не ввели. Как депутата от Дагестана Решульского очень взволновал вопрос, а куда присоединять все республики Северного Кавказа, которые все как одна высокодотационные. Но потом он вспомнил, что вот Чукотка, кажется, признается самодостаточным регионом, и предложил: "Так как Кавказ называется Северным, пусть присоединяется к Чукотке". Всех остальных "слабаков", считает он, видимо, "нужно будет присоединять к Москве". Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает объединение регионов серьезным проектом: "Регион в этом случае становится самодостаточным. Не нужно создавать сложную систему трансфертов. Не нужен дополнительный контроль федерального Центра за исполнением этих программ. Но, конечно, в процессе такого объединения регион-донор активно сопротивляется, поскольку не хочет нести бремя ответственности, бремя расходов. Федеральная власть неизбежно сталкивается с серьезным сопротивлением элит и населения". "Объединение регионов – это один из базовых, ключевых направлений региональной политики нулевых годов, и это вполне может быть не только партийная идея, но и инициатива руководства исполнительной власти. На правительстве не будем замыкаться... Я затрудняюсь сказать, с какой именно фигурой федеральной исполнительной власти такая инициатива может быть связана, но лидер ЕР Борис Грызлов – это достаточный калибр для внесения не пробных, провокационных, а серьезных, значимых предложений о реформе политической системы". Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает такое решение "ударом по элитам более слабых регионов": "Сразу их областной центр становится районным, исчезает губернатор, вице-губернатор... Может, они получат парочку мест в руководстве нового региона, но его руководство будет создаваться на основе донорской администрации". Директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков уверен, что новая система должна быть введена в перспективе: "Мне кажется, что это скорее приглашение к разговору. Ведь Госсовет – это совещательный орган. Там формируется позиция, особенно с учетом мнений руководителей регионов, по поводу диспропорции в подобного рода разделении и экономических, и политических полномочий. Наверное, следует подумать, как это осуществить, с тем чтобы не были ущемлены ни политические, ни социальные, ни экономические права субъектов". Есть реальная проблема, считает Чеснаков, "некоторого несоответствия политической системы экономическому и социальному развитию страны. Вряд ли удастся осуществить эти преобразования быстро. Возможно, нам не стоит этим заниматься в течение ближайших 10 лет... Нужно посмотреть, насколько у нас сегодня есть ресурсы для того, чтобы провести подобного рода изменения. Мне кажется, что таких ресурсов мало, мягко говоря".
Александра Самарина, Иван Родин
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |