Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Сохранить преемственность научных исследований

22 января 2010 18:21

Фото с сайта www.strf.ru
Фото с сайта www.strf.ru
Технологическое единство научной и научно-технической деятельности обеспечит новый закон, который Госдума рассмотрит в весеннюю сессию.

В последние годы всё более заметно ухудшение качества научно-технического потенциала страны. Одна из причин — часто проводимые реорганизации государственных научных организаций и высших учебных заведений, в результате которых не всегда удаётся сохранить технологическое единство научной и научно-технической деятельности. Нередки случаи утраты в ходе таких реорганизаций отчётов о выполненных научно-исследовательских, опытно– конструкторских и технологических работах.

Сохранение технологического единства научной и научно-технической деятельности в процессе реорганизации законодательно закреплено пока лишь в отношении государственных научных организаций (п. 6 ст. 5 Федерального закона № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"). Но с принятием Федерального закона № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" возникла необходимость уточнения принятых правых норм.

Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности", одобренным вчера Комитетом Госдумы науке и наукоёмким технологиям, уточняются положения пункта 6 статьи 5 Федерального закона № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и пункта 2 статьи 10

Федерального закона № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Цель внесения поправок — закрепить правовую возможность сохранения технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности, отчётов о выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах при реорганизации государственных научных и высших учебных заведений в связи с созданием ими хозяйственных обществ. Эта норма распространяется и на государственные научные организации, и на бюджетные высшие учебные заведения, и на вузы, подведомственным государственным академиям наук.

Цель внесения поправок – закрепить правовую возможность сохранения технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности государственными научными организациями и высшими учебными заведениями при их реорганизации

Законопроект внесён депутатами Государственной Думы В. А. Черешневым, В. В. Зубаревым, В. К. Осиповым и членом Совета Федерации Х. Д. Хусейновым. По мнению одного из авторов законопроекта, председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям Валерия Черешнева, необходимость предлагаемых поправок обусловлена переходом от ресурсной к инновационной деятельности. "Традиционно фундаментальной наукой у нас в основном занимается академический сектор. Но есть и государственные научные центры, где также ведутся фундаментальные исследования. Сейчас, в уставах новых высших образовательных учреждений — федеральных университетов, исследовательских университетов — записано, что они должны заниматься активной научно-исследовательской деятельностью в содружестве с государственными академиями наук и готовить кадры для научно-исследовательских институтов, в частности, для академий. Чтобы сохранить преемственность научной и научно-технической деятельности, мы предлагаем внести поправки в законодательство", — прокомментировал нам решение Комитета Валерий Черешнев. Государственная дума рассмотрит проект федерального закона в ходе весенней сессии.

Другой проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", рекомендованный Комитетом Госдумы по науке и наукоёмким технологиям к первому чтению, затрагивает интересы в том числе и более чем 1640 бюджетных научных учреждений, в которых работают 230 000 тысяч человек. Этот законопроект предусматривает, в частности, изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, создание условий и стимулов для повышения эффективности их деятельности.

Правительство, внёсшее проект закона, предлагает изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объёмом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. Финансирование деятельности бюджетных научных учреждений, подведомственных федеральным и региональным органам исполнительной власти, а также органам местного самоуправления, предложено осуществлять на основе государственных (муниципальных) заданий на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и подготовку научных кадров. При этом отказаться от выполнения таких заданий бюджетные учреждения, в соответствии с законопроектом, не вправе.

С одной стороны, предлагаемые нормы расширят экономические свободы бюджетных и автономных научных учреждений, будут способствовать развитию практики контрактных отношений с заказчиками научно-технической продукции и в целом инновационной деятельности. С другой — последствиями усиления коммерциализации науки могут стать увеличение мелкотемья в НИОКР, рост числа убыточных учреждений (по причине невостребованности их разработок) и их банкротство, новая волна приватизации научных учреждений. Соответственно, сократится доля бюджетных средств на науку. С подобными проблемами столкнутся и образовательные учреждения.

Финансирование деятельности бюджетных научных учреждений с 1 января 2011 года предполагается осуществлять на основе государственных (муниципальных) заданий на выполнение НИОКР и подготовку научных кадров

Законом определены три типа государственных (муниципальных) учреждений: казённое, бюджетное и автономное. Что касается научных учреждений, то автономных из них почти нет — мало кто хочет уходить из зоны бюджетного финансирования. Да и казённых тоже пока немного. Бюджетное финансирование, по мнению представителей науки, даёт немалую степень свободы научной деятельности.

Комитет Госдумы по науке и наукоёмким технологиям, поддержав концепцию правительственного законопроекта, ориентированного на инновационное развитие страны, предлагает доработать его ко второму чтению, уточнив, что понимается под бюджетными учреждениями. "Хотелось бы вычленить государственные академии наук, причём предпочтительнее не поправками в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“, а принятием отдельного закона", — полагает председатель Комитета Валерий Черешнев.

Анна Горбатова

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы