Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Инновации в вузах: вялотекущий режим

18 января 2010 20:32

Заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов. Фото с сайта www.strf.ru
Заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов. Фото с сайта www.strf.ru
Закон, разрешающий вузам и НИИ создавать инновационные предприятия, фактически не работает. Бюджетные учреждения не спешат создавать компании, ссылаясь на несовершенство нормативно-правовой базы.

Долгожданный закон (ФЗ-217), позволяющий бюджетным вузам и НИИ учреждать инновационные компании, на практике оказался нерабочим. Требуется принять ещё множество нормативных актов. Это мнение, высказанное президентом ТПП РФ Евгением Примаковым на январском заседании "Меркурий-клуба", стало лейтмотивом круглого стола Торгово-промышленной палаты РФ, посвящённого развитию малых инновационных предприятий (МИП) при вузах и научных центрах.

"В текущем году нашей ключевой темой станет доведение закона до рабочего состояния, — сообщил председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. — Администрация Президента РФ поручила нам разработать типовую региональную модель функционирования закона. К сентябрю эта работа должны быть завершена. Начали мы её с Томской области, где в 2010-м планируется создать 15 предприятий. Сейчас договариваемся о скоординированной работе с руководством Московской области. А также собираемся создать аналогичную площадку в Южном федеральном округе".

Почему не исполняется закон?

Вузы оказались наиболее активными исполнителями закона. Почти за полгода с его принятия в 44 вузах Рособразования (из подведомственных 364) было создано 116 хозяйственных обществ с 881 рабочим местом. В целом же, по предварительным оценкам, 121 вуз готов открыть 925 предприятий и предоставить работу более 11 тысячам человек. Об этом в ТПП сообщила заместитель начальника Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования Елена Попова.

Со стороны вузов и НИИ ведётся далеко не такая активная работа по реализации закона, как это ожидалось, считают в Минобрнауки. Например, многие учреждения до сих пор не внесли изменений в свои уставы, чтобы иметь право на создание малых компаний. Пока это сделано только в 244-х вузах, подведомственных Рособразованию. Остальные, по непонятным для Минобрнауки причинам, почему-то не торопятся. Хотя для осуществления данной процедуры совершенно точно не нужны дополнительные нормативные документы.

Причину бездеятельности большинства вузов объяснил заместитель председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Кирилл Савченко-Бельский: "Главной заботой законодателей в ходе наилучшей реализации закона должна стать защита ректоров от необоснованных обвинений в нецелевом использовании бюджетных средств. Как только эта угроза будет снята, малые инновационные компании при вузах сразу пойдут в рост".

Министерские инициативы

Заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов, выступавший на круглом столе, отметил, что на уровне исполнительной власти удалось добиться полной консолидации усилий всех министерств. В частности, Минфин оперативно разработал поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые, скорее всего, должны быть приняты Госдумой в весеннюю сессию. Кроме того, предстоит разработать и поправки в Налоговый кодекс РФ, которые сделают легальным получение бюджетными учреждениями дивидендов от предпринимательской деятельности.

Александр Хлунов рассказал о новых инициативах Минобрнауки РФ, направленных на поддержку и развития инновационной деятельности ведущих вузов России. В частности, подготовлено два проекта постановления правительства. Первый касается конкурса программ поддержки малого инновационного предпринимательства в вузах, рассчитанный на три года с общим объёмом госфинансирования в восемь миллиардов рублей. В конкурсе, который стартует весной, смогут принять участие все российские вузы вне зависимости от ведомственной принадлежности. От каждого вуза разрешается подать одну заявку. Отбор будет осуществляться на основе анализа достижений вуза за последние три года и оценки его потенциала в научно-инновационной сфере. Среди критериев: 1) количество РИД, поставленных на бюджетный учёт, 2) количество созданных в вузе компаний по ФЗ-217, 3) количество рабочих мест в этих компаниях, 4) количество преподавателей, задействованных в работе компаний; 5) объём внебюджетных средств; 6) объём НИОКР, выполняемых в вузе и другие.

По словам Александра Хлунова, в итоге конкурса 50—60 вузов смогут значительно усилить инновационную составляющую своей деятельности. (см. подробнее "Минобрнауки готовит два новых конкурса для вузов").

Кроме того, в Министерстве образования считают важным решить вопрос с арендой: для малых компаний следует утвердить льготную плату. Чтобы в первый год работы они оплачивали 40 процентов рыночной стоимости арендуемого помещения, во второй год — 60 процентов, в третий — 80 процентов. Эти нормы также предполагается утвердить в данном проекте постановления правительства. "Нас критикуют за коррупционную составляющую этих льгот. Но чтобы этого не допустить, мы предлагаем установить жёсткий мониторинг за процедурой предоставления этих льгот", — подчеркнул Хлунов.

Ещё одна инициатива Минобрнауки — выделение хозяйственным обществам дополнительных субсидий. Из федерального бюджета на эти цели предполагается направить 14 миллиардов рублей за три года (в 2010-м — 6 миллиардов, в 2011-2012-м — по четыре). Задача — развитие кооперации вузов и производственных предприятий, отбор и поддержка проектов, обладающих высоким потенциалом для организации нового высокотехнологичного производства, включая разработку бизнес-планов.

Каждое вузовское предприятие на конкурсной основе сможет получить до 100 миллионов рублей в год при обязательном условии — обеспечении предприятием стопроцентного софинансирования. Средства будут выделяться на выполнение опытно-конструкторских работ. Производственное предприятие обязано будет предоставить информацию о ходе выполнения комплексного проекта и объёмах выпускаемой продукции в течение пяти лет после окончания действия договора.

Впервые Минобрнауки предлагает запустить программу, в рамках которой будут предоставляться бюджетные деньги на НИОКР не научным организациям, а производственным предприятиям с целью получения не отчёта, а создания инновационного продукта и его продажи, подчеркнул Александр Хлунов.

МЭР согласится

Подготовленные Минобрнауки РФ проекты постановления отправлены на согласования в Минфин и Минэкономразвития и, скорее всего, в ходе согласования претерпят некоторые изменения (хотя от министерства экономического развития получена неофициальная поддержка). После чего документ отправят на утверждение в правительство.

Для вузов одним из болезненных и спорных вопросов остаётся передача инновационным предприятиям имущества. Чтобы решить проблему льготного предоставления имущества, требуется внести изменения в три закона: о высшем и послевузовском образовании, научно-технической деятельности и малом предпринимательстве, отметила заместитель директора департамента развития малого и среднего бизнеса Министерства экономического развития Наталья Ларионова. Ещё одна проблема, на которую она обратила внимание, связана с получением финансирования из Фонда Бортника: ограничение в 25% в уставном капитале малого инновационного предприятия на госсредства не позволяет пока воспользоваться поддержкой государственного фонда в необходимом объёме.

"Федеральный закон № 217 приблизил малые инновационные предприятия при вузах и НИИ к госзаказу, доля которого, относящаяся к НИОКР, весьма значительна, — сказала Наталья Ларионова. — Сформированные регионами перечни имущества, которые могут служить базой для поддержки МИП, содержат в совокупности 10 миллионов квадратных метров площадей, что весьма многообещающе".

Наталья Ларионова сообщила, что в текущем году МЭР планирует увеличить размер безвозмездных грантов для предприятий при вузах с 300 тысяч рублей до 500 тысяч. В 2010-ом году Минэкономразвития направит на развитие инноваций 3—4 миллиарда рублей, однако "надо отучать регионы от субсидирования только процентной ставки — она должна субсидироваться лишь в случае малых инновационных предприятий", подчеркнула Ларионова.

Инвесторы требуют внимания

Алексей Власов, гендиректор Центра акционирования инновационных разработок, на круглом столе попытался рассмотреть проблему с позиции инвесторов: "Чтобы мы ни говорили о совершенствовании законодательства, пока сотрудники бюджетных учреждений не поймут, зачем им нужно участвовать в создании малых предприятий, закон обречён на вялотекущее исполнение. Поэтому важно им разъяснять, в чём их выгода, повышать мотивацию".

Опираясь на свой опыт работы, Власов делает вывод, что разработчики не готовы заниматься инновационной деятельностью, они не способны оценить рынок, решать экономические проблемы и т. д. Руководителями проектов и даже хозяйственных обществ должны становиться молодые специалисты.

Что требуется инвестору? Первое — база данных по научным разработкам. Причём там не должны быть перечислены все разработки, сделанные вузами за последние годы: известно, что 9 из 10 никогда не будут коммерциализированы. Необходимо произвести их отбор и представить информацию об инновационных проектах хотя бы с общими раскладками по требуемому финансированию.

"Пока в обсуждениях 217-ФЗ практически не обсуждается роль инвесторов, а хотелось, чтобы бюджетные учреждения воспринимали нас как равноправных партнёров. И чтобы постепенно они стали вникать и понимать особенности расходования частных средств, — заключил Алексей Власов. — Присутствие инвесторов в работе хозяйственных обществ, помимо финансов, привносит ещё и богатых опыт, что крайне важно: бюджетные учреждения пока не умеют заниматься предпринимательской деятельностью, не имеют навыков по продвижению своих разработок на рынок, их коммерциализации и тому подобное. Так что помощь бизнес-партнёров им просто необходима".

Подводя итоги круглого стола, его организаторы отметили, что ставят перед собой цель помочь в преодолении тех проблем, которые связаны с реализацией ФЗ-217. По итогам заседания будут подготовлены рекомендации и предложения, которые направят в заинтересованные органы власти.

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы