Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Жизнь не под фонограмму

15 января 2010 22:25

Заведующий кафедрой музыкального образования Мурманского государственного педагогического университета Григорий Шевченко. Фото с сайта www.strf.ru
Заведующий кафедрой музыкального образования Мурманского государственного педагогического университета Григорий Шевченко. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF:
Григорий Иванович Шевченко, заведующий кафедрой музыкального образования Мурманского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент. Почетный работник высшего профессионального образования. Автор более 40 научных и научно-методических трудов

Музыкальное образование в кризисе. В стране уже не престижны музыкальные школы, профильные кафедры в вузах проводят набор не каждый год, высококлассных специалистов не удержать "школьной" зарплатой. И всё же завкафедрой музыкального образования Мурманского педуниверситета Григорий Шевченко считает, что без музыки мы неполноценны.

Уже три года, в декабре, в Мурманском государственном педагогическом университете проходит научно-практическая конференция "Каликинские чтения. Музыкальное пространство Кольского Заполярья: история и современность". При этом организаторы строят работу конференции на местном материале: по их мнению, "региональная культура определяет лицо региона, и необходимо, чтобы преподаватели отражали региональную компоненту в своих дисциплинах". Музыкальную региональную культуру здесь исследуют не только как философско-культурный предмет, но и как среду для развития творчества. Целое направление последней конференции было посвящено этой теме — "Креативность и музыкальное искусство". Но, конечно, аспектов много: в конце прошлого года члены Мурманской композиторской организации, учителя музыки города и области, преподаватели кафедры музыки и смежных кафедр мурманского университета, студенты обсудили сорок докладов.

В каком состоянии, на Ваш взгляд, сегодня находится музыкальное образование?

— Думаю, что можно говорить о кризисе. Я сужу по своей работе: падает конкурс на специальное музыкальное образование. Лет пять назад мы набирали 20—25 человек каждый год, а сейчас у нас набор происходит, во-первых, не каждый год, а через год, а во-вторых, мы набираем 10—15 человек. Раньше заниматься музыкой было очень популярно, престижно, в музыкальные школы были огромные конкурсы, а сейчас берут, как правило, всех, причём не только в Мурманске, но даже, я слышал, в Петербурге. Нам приходится набирать часть студентов без музыкальной подготовки вообще, и преподавателям приходится работать с удвоенной энергией — начинать с азов, чтобы впоследствии ученик мог получить квалификацию "учитель музыки". Падение интереса молодёжи к музыкальному образованию связано, в первую очередь, с материальными причинами. Вы сами понимаете, музыкальное образование — процесс очень трудоёмкий, и наши дети рассуждают так: какой смысл тратить столько сил и энергии, чтобы потом, работая в школе, получать нищенскую зарплату. Такова тенденция. Но выход из кризиса, я думаю, состоится.

Что даёт Вам основания для такого оптимистического прогноза?

— Наша страна будет развиваться.

Как вы видите музыку в общеобразовательной школе сегодня? С одной стороны, музыка играет особую роль в развитии личности ребенка, с другой — при определённой учебной перегрузке детей в школе крайне сложно найти место для дисциплин художественной сферы. Нужно ли включать музыку в обязательную программу?

— Конечно, это совершенно необходимый компонент подготовки, формирования будущей личности. Школьник — ещё не личность, я так считаю. Личность не может сформироваться в стороне от музыкального образования. Это идея Дмитрия Борисовича Кабалевского, он воплотил её в своей замечательной программе, в своё время признанной ЮНЕСКО одной из лучших.

Что мы стараемся делать, чтобы музыка оставалась в школе, то есть чтобы наши выпускники пришли работать в школу? Наши студенты и аспиранты участвуют в конкурсах, например, в середине декабря только что закончившегося года на IV международном конкурсе "Учитель музыки XXI века" им. Д. Б. Кабалевского в Мурманске наш студент Роман Грибков получил диплом первой степени. Мы считаем, что если на таком высоком уровне у нас есть какие-то достижения, значит, мы правильно учим своих студентов. И большинство из них работает по специальности в школах общеобразовательных, музыкальных, в системе дополнительного образования.

У нас все же культура и образование разделены — общеобразовательная школа уделяет гораздо больше внимания научным дисциплинам, а художественные всегда где-то на втором плане и воспринимаются школьниками, как второстепенные...

— Собственно говоря, это не ново. Такой перекос был всегда. Подвижники — Кабалевский, Ветлугина — стремились как-то вывести из загона живопись, музыку и другие художественные дисциплины. Эффективно сделать это до сих пор не получается. Что такое идеальная школа? Я давно вижу это так. В идеальной школе есть обязательные предметы по всем областям, по музыке в том числе. Мы ни одного ребёнка не можем оставить без хотя бы общего музыкального образования. Далее должны быть предметы по выбору, но с обязательным выбором, то есть ребенок обязательно должен какой-то из предложенных предметов выбрать. Кто-то сможет выбрать музыку ещё и дополнительно. И третья категория — факультетные предметы, которые выбирать необязательно. В принципе, если так построить школу — с хорошими преподавателями, с материальной базой — то в системе образования не будут нужны ни музыкальные, ни художественные школы. Всё можно было бы делать в общеобразовательной школе.

Какую поддержку музыкального образования Вы хотели бы видеть от государства, кроме очевидного повышения оплаты труда педагогов?

— В музыке эта поддержка в первую очередь может и должна выражаться в создании материальной и, самое главное, методической базы. Она становится всё дороже и дороже. Чтобы использовать ту же программу Кабалевского, о которой я уже сказал, нужно найти средства для её методического обеспечения. Мультимедийные средства для программы хотя бы с 1 по 8 класс — это огромные деньги. Программу же нужно модифицировать, превратить в современную — от старого времени остались виниловые пластинки... достаточно дорого. Хотя частично это потом окупилось бы, потому что все учителя и музыкальные организации купят такие материалы. Эта программа очень эффективная, яркая, может быть, одна из самых лучших. Хотя, конечно, есть новые программы, уже использующие современные технические средства. Мы и ими пользуемся. Современный учитель знакомится со всеми программами, которые есть в школе. Но дело в том, что программа — это не нечто, чему нужно обязательно следовать полностью. Хорошая программа позволяет человеку творчески проявляться. Просто без какого-то тематического построения, без какой-то логики приобщить детей к музыке невозможно. Не имея возможности полноценно пользоваться учебными программами, мы можем пойти неверным путём. Предшественниками накоплен огромный опыт воспитания детей в музыке, с чего надо начинать, к чему придти, как учесть специфику музыки, её жанровую природу, стилистические особенности, возрастные особенности детей. Если учитель подойдёт к решению таких задач сам по себе, то может просто авантюризм получить. Чаще всего получается именно так.

Вы имеете в виду, что часто встречается не очень профессиональное преподавание?

— Конечно. В школах хороших учителей музыки мало. Из-за низкой зарплаты, непрестижности профессии специалистов не хватает. Сейчас в школе работают те, кто хоть как-то, что-то, где-то немного умеет. А учитель музыки — это должен быть очень образованный человек, потому что музыка сама по себе — очень сложное искусство. Вопросы музыкальной эстетики сложны, я уж не говорю о том, что нужно ноты знать, средства музыкальной выразительности, владеть качественным исполнением. Сейчас тенденция такая, чтобы петь под фонограмму и слушать фонограмму. Учитель сейчас вообще может, по существу, сидеть и ничего не делать, там всё как-то поётся и играется. Так не во всех школах, но нередко. Это очень неверно! Без живой музыки невозможно говорить о качестве музыкального образования. Фонограмма устанавливает какую-то ритмическую основу, и всех детей туда "загоняют". Музыка не живёт тогда. Некоторые студенты мне говорят: "Григорий Иванович, вы отстали от жизни. Кто сейчас играет? Зачем это нужно?"

Что вы отвечаете на это?

— Иногда просто врасплох застают, не знаешь, что и ответить. Но лапшу на уши детям нельзя вешать. Они, может быть, не всё понимают, но всё чувствуют. Если ты учишь ребёнка неправильно, то потом этого уже не исправить. Очень трудно переделать! А в этой компьютерной аранжировке он всё будет понимать и чувствовать определённым образом. Это то же самое, что пятую симфонию Бетховена слушать в современной аранжировке, под которую приплясывать хочется...

Возможно ли, по-вашему, отказаться сегодня от фонограммы в обучении музыке, если массовая музыкальная культура держится на фонограмме? Здесь нет взаимосвязи?

— В музыке есть свой научно-технический прогресс. В принципе, это здорово. Хорошо, что это вообще существует. Но модернизация в музыкальном образовании — лишь подспорье для преподавателя. Это не новизна рад новизны, а просто наглядный способ преподавания. Наглядность же сама по себе ничего не даёт. Её можно сделать блестящей, но ведь всё-таки нужно проникнуть в музыку, почувствовать её и творчески к ней отнестись. Музыка бессмысленна без творческого отношения. Компьютерная программа загоняет преподавателя и ребёнка в определённые рамки, невозможно отклониться ни в одну, ни в другую сторону — ни замедлить, ни ускорить, ни остановиться, если вдруг того захочется учителю или ученику. Новизну и прогресс нужно искать внутри, если мы рассуждаем о музыке и музыкальной педагогике. Именно внутри! Может быть, в способах преподавания. Понимаете, в чём ещё фокус: в искусстве очень важная традиция. В нашей отечественной музыкальной педагогике есть замечательные традиции, отработанные в хорошем смысле слова схемы, которые терять просто нельзя! Потому что иначе нарушается процесс подготовки музыканта. Эта подготовка и даже работа в школе являются постепенными процессами, обязательно имеют свою логику. Наверное, иногда её нарушать можно, но часто нельзя, чтобы не было авантюрных подходов. Чайковского, Мусоргского, Бетховена, Моцарта, Баха надо знать! Какие могут быть инновационные подходы в прочтении Баха? Они, понятно, есть, но об этом могут говорить выдающиеся музыканты, кто-то из гениев, выдающихся пианистов, например, прочитает это произведение по-новому. Но при обучении традиция очень важна. Сочетание традиции и новаторства — наш старый лозунг, от которого отходить нельзя.

Как на ваш взгляд, можно пропагандировать классическую музыку в обществе? И нужно ли это делать? Какие шаги сделали бы музыкальные школы снова престижными?

— Наверное, неправильно говорить о том, что музыку нужно сделать престижной. В голове у ребёнка что должно возникнуть? Ему должна музыка нравиться! Чтобы возникло ощущение, что ему хочется её слушать, что он не может жить без музыки. Вы знаете, большинство родителей в музыкальных школах прилагают определённые усилия, чтобы дети занимались музыкой. И, кстати, правильно делают, ведь ребёнок ещё не слышит музыку, не понимает её, и со стороны взрослых нужно какое-то давление, если ребёнку хочется только погулять, поиграть, побегать и ничем не заниматься. Но нужно вызвать интерес! Надо совершенствовать систему образования, всеми силами заинтересовывая детей, приобщая их к музыке. Нужны интересные уроки, интересные внеклассные музыкальные мероприятия — такие, чтоб захватывали детей. Мы всегда говорим, что нужно работать и с родителями в этом направлении. Потому что мы часто встречаем родителей с таким подходом: "Я жил без музыки, и посмотрите — прекрасно живу. Значит, и сын тоже проживёт".

Что можно возразить на это? Зачем нам музыка?

— Без музыки получается в какой-то степени неполноценный человек. Ограниченный. Развитие происходит в перекошенном виде. Искусство способствует развитию обоих полушарий мозга, а ведь психологи говорят: если оба полушария развиваются гармонично, то человек полноценно работает и развивается во всех сферах. В том числе, в естественных науках, в математическом, физическом направлении. В Москве я несколько раз попадал в Дом учёных. Посмотрите: там академики и профессоры либо играют на каких-то инструментах, либо участвуют в концертах, каких-то музыкальных мероприятиях. А там ведь, по большей части, физики, математики... Почему-то им это нужно.

Елена Укусова

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы