|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Европа держит Россию на расстоянии11 января 2010 22:31
Предложения российского президента Дмитрия Медведева, направленные на создание нового механизма коллективного поддержания мира в Европе, были восприняты европейцами без особого энтузиазма. Более того, на протяжении всего прошлого года они вызывали дискуссии (впрочем, уже традиционные) между старыми и новыми членами Евросоюза. Как оказалось, рудименты холодной войны прочно закрепились в Старом свете. Напомним, что с инициативой о разработке Договора о европейской безопасности Дмитрий Медведев выступил еще 5 июня 2008 года в Берлине. Суть договора заключается в создании в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единого, неразделенного пространства, чтобы окончательно избавиться от наследия холодной войны. В проекте документа содержится предложение о том, чтобы участник нового Договора о европейской безопасности был "вправе рассматривать вооруженное нападение на другого участника как вооруженное нападение на него самого". Другие участники Договора в порядке осуществления права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН "вправе предоставить участнику, на которого совершено вооруженное нападение, с его согласия, необходимую помощь, включая военную, до тех пор, пока Совет безопасности ООН не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности". С этой целью президент России "предложил закрепить в международном праве принцип неделимости безопасности". "Речь идет о юридическом обязательстве, в соответствии с которым ни одно государство и ни одна международная организация в Евро-Атлантике не могут укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран и организаций". По идее российской стороны, Договор должен быть открытым для подписания "всеми государствами евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока и следующими международными организациями: Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией Североатлантического договора, Содружеством независимых государств". "Мы открыты к предложениям по существу нашей инициативы и рассчитываем на позитивный отклик партнеров и начало предметного разговора по конкретным элементам проекта Договора", — подчеркнул президент РФ. Тем не менее, раскол внутри самого Евросоюза по вопросу политики в отношении России является реальным препятствием на пути сотрудничества. Москва предложила Брюсселю принимать решения в сфере безопасности совместно, но, как оказалось, единая Европа еще не обладает достаточной политической волей для того, чтобы действовать сообща. Поспособствовали появлению этой проблемы и Соединенные Штаты. Несмотря на усилия России и США, доказать друг другу и всему миру, что наследие холодной войны осталось в прошлом, наиболее серьезные расхождения между двумя государствами продолжают оставаться связанными с Европой. В этом контексте наиболее характерным являются высказывания руководителя брюссельского Трансатлантического центра Фонда Маршалла "Германия-США" (German Marshall Fund of the United States) Рональда Асмуса, которые он опубликовал недавно в газете "The Washington Post". Кстати, Асмус в свое время занимал пост помощника заместителя госсекретаря США в администрации Клинтона. В статье, озаглавленной "Российская "сфера влияния" в Европе", он, в частности, говорит: "В том, что касается видения будущего Европы, мы словно живем на разных планетах. Вместо того, чтобы мыслить в соответствии с реалиями 21 века, реваншистски настроенная Россия, похоже, отдает предпочтение политике разграничения "сфер влияния", характерной для девятнадцатого столетия". "Поскольку внимание администрации Обамы сосредоточено на войне в Афганистане и потенциальной иранской ядерной угрозе, Москва, возможно, надеется, что Запад, нуждаясь в ее помощи для решения этих проблем, будет готов согласиться с ее притязаниями на подобную "сферу интересов" вблизи собственных границ. Это позволило бы России остановить дальнейшее распространение западных институтов в регионе", — утверждает Асмус. "Однако, — считает автор статьи, — расширение НАТО и Европейского союза не было политическим ходом, призванным унизить Россию". "Это была наша реакция на законное стремление стран Центральной и Восточной Европы преодолеть искусственные разделительные линии на континенте и стать частью Запада, чтобы обеспечить свое мирное, демократическое развитие. Проблема усугубилась, когда Россия встала на путь агрессивного национализма и реваншизма. Именно это стало одним из главных факторов в связи с прошлогодней российско-грузинской войной. Ее причиной были не неурегулированные конфликты в Абхазии и Южной Осетии, а скорее, стремление Тбилиси к сближению с Западом и решимость Москвы этого не допустить", — полагает западный эксперт. Очевидно, что Россия и Запад кардинально расходятся в оценке событий августа 2008 года на Кавказе. Однако, как заметил в одном из своих недавних интервью министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, "мы предлагаем очень простую вещь": "мы хотим перейти на новый уровень доверия и сделать политические декларации (о безопасности в Евро-Атлантике – "Росбалт") юридически обязывающими — перевести их в форму международно-правового договора. По словам министра, западные партнеры подозревают Россию в том, что она намерена получить право"вето" на деятельность НАТО и его расширение, однако "это совсем не так". Если бы, продолжает глава МИД РФ, безопасность в Евро-Атлантике опиралась на международно-правовые нормы, "наверное, не произошла бы трагедия в Южной Осетии, наверное, не было бы односторонне провозглашенной независимости Косово, не было бы и многих других раздражителей, которые, к сожалению, все еще являются рисками для европейского континента". "Так что мы не намерены уступать в том, что касается продвижения нашей инициативы", — резюмировал глава российского внешнеполитического ведомства. Наличие столь кардинально противоположных взглядов ярко демонстрирует, что в ближайшей перспективе сторонам вряд ли удастся договориться по самым острым вопросам, а, следовательно, о развитии полноценного сотрудничества речи пока не идет. Идея о европейской безопасности, выдвинутая Дмитрием Медведевым, оказалась тяжелым камнем, упавшим в европейский огород. Тем не менее, без взаимодействия с Россией Европа не сможет играть эффективной и конструктивной роли в современном нестабильном мире. А Россия без Европы, в свою очередь, вряд ли сможет с полным основанием называться развитым демократическим государством. Идея о заключении нового договора о евробезопасности выгодна всем. Однако для того, чтобы она воплотилась в жизнь, предстоит многолетняя борьба.
Дмитрий Пановкин
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |