Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Инновационный менеджмент – это профанация

10 ноября 2009 19:58

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Актуальная сегодня тема – инновационное развитие страны. Вернее, проблема перехода к этому развитию. Меры предлагаются разные, вплоть до принуждения бизнесменов к использованию новых технологий. Что действительно необходимо для такого перехода – в беседе с корреспондентом "НГ" об этом рассказывает директор по старт-ап-проектам московской школы "Сколково", профессор Государственного университета – Высшей школы экономики, в прошлом руководитель бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ Дмитрий Репин.

– Дмитрий, как вы оцениваете меры, которые сегодня предпринимаются для создания инновационной экономики в стране? Почему инновационного бума в стране как не было так и нет? Эксперты, наоборот, говорят, что Россия все глубже впадает в инновационную спячку, в инновационную апатию…

– Я считаю, что проблема не столько в инфраструктуре, сколько в менталитете. Причем это касается как менталитета тех людей, которые пытаются генерировать инновации, так и в значительной степени тех, кто пытается инноваторов поддерживать. Но одно условие инновационного развития абсолютно необходимо: будущих инновационных предпринимателей надо учить соответствующим образом. Мы сейчас попробуем научить топ-менеджеров больших компаний создавать спрос на инновации. Для начала – хотя бы внутри своих же компаний. И дальше это уже можно масштабировать. Кстати, спрос на инновации может возникнуть и в малых компаниях.

– Увы, часто такое специальное образование понимают лишь как перекройку традиционных факультетов с участием прежнего профессорско-преподавательского состава.

– Да, вы правы. Например, в Физтехе давно уже есть факультет технологий и инноваций. Но Физтех и без этого факультета был и остается генератором инноваций. Яркий пример – компания ABBYY, созданная выходцами из МФТИ. Дело в том, что в этот институт отбираются действительно самые толковые ребята, которых не испортишь никаким факультетом инноваций.

Важно не столько, как назовешь учебный курс, сколько что за специалист его будет преподавать, с каким опытом, какие принципы он будет вкладывать в головы студентов. Я считаю, что инновационный менеджмент – это профанация. Мы говорим о процессе создания нового бизнеса, и это не менеджмент – это предпринимательство. Там в основе лежат совсем другие принципы. И ты либо должен их прочувствовать как предприниматель, либо поучиться в каких-то хороших местах.

– Выходит менталитет можно скорректировать?

– Да. Закладывая правильные принципы, давая правильные примеры и обратную связь. Воспитание инновационного мышления возможно.

– Долго придется воспитывать…

– Мне тяжело мыслить в масштабах страны, я ориентирован на узкий круг – самых умных, самых прикольных, самых амбициозных, самых талантливых. И Высшая школа экономики, и "Сколково" собирают не среднюю выборку. Но эти принципы, которые отработаны в лучших институтах, можно достаточно грамотно транслировать и в регионы, и в другие вузы. Нужно брать лучших преподавателей, специалистов и давать им возможность транслировать эти принципы и методы.

Я говорил нескольким знакомым московским чиновникам, что мы бы с удовольствием им предложили обучение. Но пока в их основных критериях значится цена обучения, даже думать не буду, чтобы с ними сотрудничать.

– Я так понимаю, что студент должен стать предпринимателем или хотя бы захотеть им стать. Но, например, мне не встречались технари, которые бы со студенческой скамьи знали, как открыть свое дело.

– Это фактически вопрос о том, "опыт каких вузов нужно перенимать". Есть Массачусетский технологический институт (MIT). Когда люди туда поступают в аспирантуру на компьютерный факультет, на инженерный, на технический, многие задумываются сразу: чем они будут заниматься. И как вместе с профессором на основе тех или иных технологических новинок сделать старт-ап. Вся обстановка в MIT позволяет приобретать необходимые навыки, увидеть много историй успеха. Все это стимулирует к тому, чтобы повторить этот опыт. Там есть предпринимательская экосистема, грубо говоря – "тусовка". Эти люди взаимодействуют с друг другом, понимают, что все пришли с хорошими намерениями, понимают, что людям можно доверять, что никто не собирается обманывать, воровать идеи.

Вокруг Кембриджа создается две-три тысячи старт-апов, около Оксфорда формируется до двух тысяч. И когда университеты соревнуются в престижности не по параметру "кто старше", а по параметру "у кого больше старт-апов", то тогда и происходят такие явления, как инновационный взрыв.

– Но в российской реальности не то что университеты – факультеты одного вуза изолированы друг от друга…

– Ну не все так мрачно. В Высшей школе экономики такие курсы по креативности в бизнесе и предпринимательству существуют вне факультетов. И образовательная программа предлагается для всех студентов, более того, занятия открыты для людей не только из Вышки.

В МГУ именно Ломоносова есть подобная инициатива – Innovation Studio, куда набирают людей с математического факультета, с физфака и объединяют их со студентами экономических специальностей. Здесь не нужны просто экономисты – они нужны в Министерстве экономического развития. Принцип – междисциплинарность. Согласно ему, нужно сводить вместе людей с разным бекграундом, с разным опытом. Нужны и дизайнеры, и менеджеры, и электронщики, и лингвисты. Тогда рождаются какие-то новые бизнес-модели, новые подходы.

– То есть вместо новых факультетов инновационного менеджмента нужно создать межфакультетские структуры?

– Это один из способов. Кроме того, есть еще способ. Например, я выступаю как советник, как директор старт-апов. Во время учебы по программе МВА в "Сколково" каждый студент должен будет создать свой старт-ап, построить настоящий новый бизнес. У этих создателей старт-апов должны быть сформированы правильные принципы предпринимательства, им должны быть даны правильные инструменты. А привлекать человека со специализацией "инновационный менеджмент" в старт-ап бессмысленно. Что он умеет? У него нет предметных знаний. Он знает только, как все элементы собрать вместе. А предпринимательство – это не менеджмент, это другой процесс. Мое определение предпринимательства – это некая реализация потенциальной возможности за пределами имеющихся в распоряжении ресурсов.

Марина Образкова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы