|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Наука в вузах не живет22 сентября 2009 17:53
Вообще в России есть некоторое непонимание темы, считают составители рейтинга. За рубежом подобный рейтинг – дело обычное, серьезное, свидетельствующее о неоспоримой значимости и востребованности данного вуза и отдельного исследователя в научном сообществе. В РФ ничего подобного никогда не делалось. Но тема важна уже по той простой причине, что в настоящее время идет процесс перехода вузов на двухуровневую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру. По мнению экспертов из ВШЭ, если Минобрнауки РФ "падет под натиском ректоров массовых вузов и откроет магистратуры в половине российских вузов (а процесс уже идет), тогда бессмысленно будет говорить о качестве такого образования". Магистратуру не имеет смысла открывать там, где нет науки. А чем больше публикаций и ссылок, тем выше авторитет ученого. "Среди наших ученых существует ошибочное мнение, что каждый научный результат, полученный ими, автоматически попадает в базу данных научных знаний, – подчеркивают авторы рейтинга. – На практике результат становится известен лишь узкому кругу последователей и друзей ученых. Нечего удивляться тому, что исследователи часто сталкиваются с игнорированием или повторением полученных уже результатов. Или уходят в какие-то тупиковые направления". Поэтому эконометрические системы, позволяющие не только "складировать" результат, но и подвергнуть его анализу, очень важны. Как пояснили составители отечественного рейтинга, для определения лидера среди российских вузов критерием стал индекс Хирша (Н-индекс) системы Scopus. Этот наукометрический показатель предложил американский физик Хирш еще в 2005 году. Физически смысл индекса – число статей автора (группы авторов), на которые зарегистрировано число ссылок, не меньшее, чем число статей. Согласно новому рейтингу, бесспорным лидером среди вузов стал МГУ имени М.В.Ломоносова (Н – 136). Сразу за ним – Санкт-Петербургский госуниверситет (СПбГУ, Н – 76), Московский инженерно-физический институт (МИФИ) (Н – 59), Уфимский государственный авиатехнический университет (Н – 47), МФТИ (Н – 45), Казанский госуниверситет (Н – 42). У РУДН имени Патриса Лумумбы – индекс Хирша составил 25; у Университета стали и сплавов – 33, у МГТУ имени Баумана – 13 и т.д. Теперь имеет смысл сравнить число цитат. В МГУ их – 193 418, в СПбГУ – 53 393. А в Массачусетском технологическом университете – 1 037 910, в Калифорнийском университете города Беркли – 981 795, в Стэнфордском университете – 895 551, в Гарвардском – 807 962. Как видите, цифры говорят сами за себя. Авторы рейтинга сравнили также индексы цитируемости ректоров ведущих вузов. Насколько руководители вузов заметны в международном научном сообществе? Свои персональные научные профили, что свидетельствует о заметном международном статусе ученого, имеют 20 ректоров из 47 престижных вузов РФ. Лидеры здесь – ректор Новосибирского госуниверситета Владимир Собянин, ректор Сибирского федерального университета Евгений Ваганов, ректор МИФИ Михаил Стриханов. Кстати, несомненными лидерами в области цитирования в мире являются ученые из России, живущие и работающие в других странах. В основном это исследователи, занимающиеся биохимией, молекулярной биологией, материаловедением, физикой, химией. Здесь есть свои рекорды. Статья биолога Евгения Кунина, эмигрировавшего из СССР в 1991 году, цитировалась 7551 раз. Всего же в наиболее цитируемых мировым научным сообществом зарубежных научных изданиях с 2003 по 2008 год россиянами, аффилированными с российскими образовательными учреждениями, опубликовано… шесть статей. Комментарии здесь тоже излишни.
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеТасола
1. Пока в Российских вузах приоритетом будет учебная нагрузка, пока загрузка преподавателя будет столь высока и жёстко регламентирована расписанием и государственным образовательным стандартом, пока каждый преподаватель не имеет удовлетворительной (достаточной, для того, чтобы содержать семью и иметь больше чем на кусок хлеба без масла) заработной платы, пока каждый преподаватель не будет иметь только ему подотчётного фонда на поисковые научные исследования (гранты, особенно в прикладных науках, хороши тогда, когда уже есть во что вкладывать деньги, да и отчётность здесь такова, что больше времени тратишь на неё, как правило, настоящим учёным она не по силам) – говорить об вузовской науке серьёзно не приходиться. С уважением Тасола
Уже говорил я, что в условиях России ни один индекс цитирования не будет полезен. (Приношу извинения) Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |