Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 25 апреля 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Малый бизнес по госзаказу

22 сентября 2009 17:41

Член думского комитета по науке и наукоемким технологиям, депутат Николай Левичев. Фото с сайта http://rosmu.ru
Член думского комитета по науке и наукоемким технологиям, депутат Николай Левичев. Фото с сайта http://rosmu.ru
Многострадальный 94-ый закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" снова будут дорабатывать. Сегодня в Государственной Думе прошёл круглый стол, на котором депутаты и представители малого и среднего бизнеса попытались придумать новую, более оптимальную схему взаимодействия в части госзакупок.

Федеральный закон № 94 по объёму вылившейся на него критики может сравниться разве что с ФЗ № 122, открывшим зелёный свет монетизации льгот. Вот только страсти по монетизации несколько поутихли, а "госзакупки" до сих пор ругают все, кому не лень. Напомним, наибольшее возмущение экспертов вызывает закреплённое в 28-ой статье закона соотношение суммарного веса критериев "качество работ" и "квалификация участников", которые в оценке заявки составляют не более 45 процентов. На практике это приводит к тому, что при подведении итогов конкурса гарантированные 55 баллов из ста получает участник, обозначивший наиболее низкую цену и наиболее короткие сроки выполнения работ. Есть в законе и множество других уязвимых мест.

Особенно бурно против установившегося порядка организации государственного заказа восставали работники культуры, подтверждающие свою позицию красноречивыми примерами: при таких правилах государство будет получать сценарии к фильмам, симфонии, картины и прочие творения, написанные быстро и задешево, то есть, скорее всего, имеющие сомнительную художественную ценность. Эти доводы прозвучали два года назад на одном из совещаний с участием тогда ещё Президента России Владимира Путина, после чего в 94-ый закон были внесены поправки, выделяющие "произведения литературы и искусства" в особый вид государственного заказа. А в декабре прошлого года в парламенте обсуждалась возможность и вовсе вывести за пределы 94-ФЗ работы в сфере культуры и искусства. Вероятность, что творческие люди добьются своего, весьма велика.

Культурный протест вдохновил на борьбу с законной процедурой проведения государственных заказов и учёных, которые также утверждают, что главным критерием оценки работ в области науки и технологии должны быть не цены и сроки, а квалификация участника и качество конечного продукта. Правда, почему-то доводы учёных не производят столь яркого впечатления на Владимира Путина и, соответственно, пока ещё не учитываются в полной мере в разрабатываемых поправках к 94-ому закону.

Сегодня присутствующие на круглом столе "Государственный заказ как фактор развития малого и среднего предпринимательства" в Думе убедились ещё и в том, что в жертвах 94-го закона, помимо деятелей культуры и искусства, науки и технологии, числится так же малый и средний бизнес. "ФЗ-94 создавался с антикоррупционной целью, но стало ли меньше коррупции? — поставил вопрос член думского комитета по науке и наукоемким технологиям, депутат Николай Левичев, ответа на который, кстати, так и не прозвучало (наверное, ввиду его очевидности). – Сегодня, посредством размещения госзаказа государство может оказать реальное содействие в продвижении на внутреннем рынке товаров и услуг, в том числе, результатов интеллектуальной деятельности, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, а также мотивировать их к участию в закупках путём роста доли производимых ими товаров в объёме ВВП". Тем не менее, по мнению и г-на Левичева, и его коллег по обсуждению, декларируемые российским законодательством возможности используются далеко не в полной мере. В законе чётко прописаны правила регулирования процедур проведения торгов, но практически полностью игнорируются вопросы планирования и контроля результатов выполнения контрактов, что создаёт благоприятную почву для коррупции, не учитывается специфика заказов в области культуры, науки и высоких технологий.

Член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарёв чётко обозначил узкие места закона, над которыми его коллегам предстоит поработать в течение этой сессии: ввести в закон понятие долгосрочных контрактов, к выполнению которых будут предъявляться иные требования; отменить верхний предел в 20 % по заказам малому и среднему бизнесу, позволить победителям торгов заключать субконтракты, осуществлять мониторинг в части использования закона малым и средним бизнесом.

Редкую солидарность в оценке закона с представителями власти продемонстрировали представители малого бизнеса. Генеральный директор группы компаний "Кредо-С" Людмила Сеничева говорила о том, что наибольший вес в оценке заявки на государственный заказ должен иметь критерий "квалификация участника", который, по её мнению, тоже должен получить недвусмысленное определение. "В него можно заложить срок существования фирмы, отзывы о предыдущих выполненных контрактах, размер материального обеспечения", — пояснила г-жа Сеничева, попутно рассказав о том, что её компания существует на рынке 17 лет и имеет только положительные характеристики.

Президент Петербургской ассоциации предпринимателей Михаил Пационко указал на проблему несвоевременности материального обеспечения заказчиком выполнения контрактов, что, по его словам, окончательно подрывает авторитет государства в глазах малого и среднего бизнеса. "Из-за неплатежей мы теряем дважды: один раз, когда расходуем собственные деньги на выполнение работ по контракту, другой раз — когда уплачиваем налоги с прибыли, а фактически с убытка, — отметил г-н Пационко".

Много говорилось о необходимости упрощения работы с документооборотом, который давно уже планируют сделать, но почему-то всё никак не сделают электронным, и узаконивания электронной подписи, а так же о целесообразности увеличения доли государственного и муниципального заказа, размещённого у малых предприятий.

В итоге участники круглого стола выработали несколько рекомендаций, которые будут направлены депутатам обеих палат парламента и в Правительство РФ. Они касаются отмены верхнего предела в 20 процентов от общего годового объёма размещения государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства, отмены предельной цены контракта, максимального использования механизмов субконтрактинга для привлечения малого и среднего бизнеса в качестве соисполнителей госзаказов, введения документально подтверждаемой оценки квалификации участника торгов, обеспечения полноценного контроля за результатами выполнения госзаказа и некоторых других моментов.

В целом дискуссия оставила двоякое впечатление. С одной стороны, законодательная власть и малый бизнес демонстрировали полное единодушие в части понимания проблемных вопросов госзакупок, что даёт основания полагать, что большинство этих вопросов рано или поздно будут решены. С другой стороны, настораживает то, что в последнее время не только деятели культуры и науки, но уже и бизнес из самых разных сфер деятельности все больше значения начинает придавать госзаказу — инструменту, который, по существу, должен быть только вспомогательным, но никак не основным, в развитии производств, специализирующихся даже на высокотехнологичной продукции, не говоря уже обо всей остальной. Помнится, на одном из мероприятий генеральный директор фармацевтической компании "Валента" Ласло Шугар заметил, что ориентация предприятия на госзаказ — это путь в никуда, путь фирм-однодневок, которым нужна сиюминутная прибыль. Другой бизнесмен, один из руководителей инженерно внедренческого центра "Инжехим" Толгат Парахов в интервью признался, что, хотя иногда и выигрывает государственные тендеры, никогда не задумывается о правилах проведения госзакупок, потому что в своей работе ориентируется на потребности рынка. Вот эти позиции мне почему-то ближе. А после сегодняшнего круглого стола и других подобных дискуссий о правильной организации госзакупок как о чудесном спасении науки, искусства и всего прочего, остаётся ощущение, что побочным результатом длительной и ожесточённой борьбы за справедливое распределение госресурсов будет очередной рост коррупции в этой сфере.

Наталья Быкова

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы