|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Триллионы на образование: как их потратить?16 сентября 2009 17:43
Образование — одна из самых затратных отраслей в любой экономике. Насколько эффективно тратятся вкладываемые бюджетом средства? Некоторыми своими размышлениями по поводу ответа на этот вопрос поделился Мартин Карной, профессор Стенфордского университета. В России исследования в области экономики образования стали проводиться относительно недавно. Только по отдельным экспертным изучениям можно оценить, какова отдача от образования с экономической точки зрения. В то время как в США уже сложилась традиция таких исследований. Их проводят много лет, с учётом самых разных факторов, параметров. Несмотря на то, что существуют разные теории, разные взгляды экономистов образования. Все аргументы, которые они приводят, базируются на эмпирических исследованиях. В распоряжении учёных имеется огромное количество данных. Некоторые штаты располагают информацией о результатах тестирования всех учащихся за последние 10 лет. Причём собраны сведения о семьях учащихся, их материальном достатке, преподавателях, школах, где они учились и т.д. Собрать эти данные непросто, учитывая, например, что 20 процентов учащихся США ежегодно переходят из школы в школу (из-за того, что семьи меняют местожительство). К чему пришли учёные, рассказал ведущий специалист в области экономики образования, исследователь проблем финансирования образования, приватизации учебных заведений и уровня образования в развивающихся странах Мартин Карной. Свой доклад он сделал на семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ, в рамках недели Стэнфорда, которая проходит сейчас в Вышке. История дисциплины (экономики образования) насчитывает всего полвека — стала развиваться в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Во второй половине ХХ века в мировой экономике произошёл сдвиг в сторону экономики знаний. Тогда учёные начали рассматривать образование, прежде всего, как инвестиции. "Равносильно тому, как если бы это были акции или облигации, — пояснил Мартин Карной. — Можно сказать, что экономисты "отоварили" образование. Сама концепция была важна с точки зрения понимания роли образования в обществе". В 1980-х годах в экономике образования произошёл сдвиг с ориентацией на изучение образования как производственного процесса. Исследователи пытались понять, какова отдача от вложений в образование. "В общей сложности в США тратится несколько триллионов долларов на образование — начиная от дошкольного и заканчивая вузовским, с учётом общих затрат родителей, штатов, государства, — сообщил Мартин Карной. — Образование — одна из наиболее затратных отраслей экономики любой страны. Поэтому возникает логичный вопрос: насколько эффективно образование как производство. Политики часто критикуют образование: мы тратим столько денег, и всё это зря, образование плохое". В принципе, как считает Карной, такая позиция политиков вполне понятна. Но что говорит по этому поводу экономика образования? Группа экономистов-консерваторов, начиная с Фридмана (американский экономист Милтон Фридман (1912-2006 годы), лауреат Нобелевской премии 1976 года), считали, что основная проблема образования в том, что это государственная монополия. Цены на образование чрезмерно завышены. И чтобы устранить этот недостаток, в образовании должна появиться конкуренция, считал Фридман: это приведёт к снижению цен на образовательные услуги, по меньшей мере, вдвое. В 1990-е годы Фридман отказался от этого утверждения: появившиеся частные учебные заведения не обеспечили более дешёвого образования. Как впрочем, и более качественного — в этих учреждениях, в основном, работали те же преподаватели, что и в государственных. "Мысль Фридмана изначально была неверна, — считает профессор Карной. — Основные расходы в образовании связаны с оплатой труда преподавателей. Сократив расходы, уменьшились бы зарплаты. По сути дела Фридман утверждал, что у педагогов слишком высокие зарплаты, с чем согласиться, конечно, вряд ли можно". Тем не менее, в США продолжает существовать движение экономистов, активисты которого ратуют за развитие конкуренции в сфере образования. И надеются, что именно благодаря конкуренции повысится качество образовательных услуг и в целом эффективность отрасли. Другая школа экономистов утверждает, что проблема связана главным образом с качеством преподавания. То есть необходимо стимулировать его повышение, совершенствовать преподавательский труд. В последнее время взгляды двух групп экономистов стали сближаться. По мнению профессора Карноя, очень остро стоит вопрос о преимуществах частного и государственного управления образованием. "Управление школами осуществляется на крайне низком уровне, — уверен профессор Стэнфорда. — Многие директора не имеют профессиональных знаний в области менеджмента. Как следствие — преподаватели уходят из учебного заведения из-за плохой администрации". Сегодня перед исследователями экономики образования стоит ряд нерешённых проблем. Например, по словам Карноя, до сих пор никто не может с уверенностью сказать, каким образом экономический рост связан с инвестициями в человеческий капитал, а социальная справедливость — с качеством образования. В конце выступления Мартин Карной выразил надежду, что и учёные России проявит больший интерес к этим и другим проблемам экономики образования.
Марина Муравьёва
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |