|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Наука выходит из летней спячки09 сентября 2009 16:14
Функционеры от науки привычно приводят в пример США: Обама, вон, только на энергосберегающие технологии выделил 150 млрд. долл. на 10 лет. Все правильно. Но и в России, скажем, на финансирование нанотехнологий выделили 130 млрд. руб. (то есть более 4 млрд. долл.). Тоже вполне прилично, даже по европейским меркам. На суперкомпьютеры собираемся несколько миллиардов долларов бросить в ближайшие годы, на ядерные технологии, на биотехнологии… За десять последних лет Россия демонстрировала самые высокие в мире темпы роста масштабов финансирования фундаментальной науки. А результативность – зеркально-противоположная: только чуть больше 30% публикаций отечественных ученых цитируется хотя бы один раз. Проблема, видимо, не столько в том, что мало выделяют средств на то или иное научное или технологическое направление (хотя действительно могли бы больше). Проблема в том, что не создан механизм, когда эти деньги начинают работать в экономике и на экономику. Именно это – создание такого механизма – и должно было бы быть главным предметом и содержанием государственной научно-технической политики. То, что называется сегодня научно-технической политикой, напоминает скорее попытку государства откупиться от ученых более или менее жирными подачками. (В 2007 году из 48 млрд. руб. ассигнований на фундаментальную науку 39% приходилось на Российскую академию наук). Естественно, острая конкуренция за доступ к разделу этих кусков приводит только к возникновению вопиющего неравенства в научном сообществе: положение научного сотрудника на социальной лестнице – от миллионера до маргинала – почти не зависит от реального вклада в науку. Может быть, следует разобраться, что происходит в этом сегменте государственной системы научных исследований? Но сегодня перед российской наукой есть задачи и абсолютно не терпящие отлагательства в их решении. Так, с 1 января 2010 года фактически могут прекратить свою деятельность все научные фонды России – Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и проч. Именно с этой даты заканчивается действие отсрочки, предоставленной фондам для приведения своих уставов в соответствие с требованиями Гражданского и Налогового кодексов. Согласно этим документам, фонд может распределять средства только по тем организациям, которые находятся в его подчинении (Бюджетный кодекс, ст. 38.1 "Принцип ведомственности расходов бюджетов"). Но ни один из научных фондов не имеет подведомственных организаций. В уставах у них записаны стандартные фразы о том, что фонд "является государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации". Так что с 1 января распределять бюджетные средства на основе так называемых грантов (конкурсов) будет противозаконно. Реально выход один – преобразовать фонды в автономные учреждения, подведомственные скорее всего Роснауке. Но это значит лишиться статуса "главного распорядителя бюджетных средств". Говорят, где-то в недрах Министерства экономического развития РФ на согласовании сейчас находится проект закона о фондах, который должен разрешить эту правовую коллизию. Как именно разрешить, на какой стадии согласования – не известно, кажется, даже Роснауке. Только в самих научных фондах совершенно спокойны: мол, ситуация с финансированием абсолютно нормальная, беспокоиться не о чем. Все как-нибудь утрясется…
Но в том-то и дело, что стратегия "как-нибудь утрясется" не может рассматриваться как основа государственной научно-технической политики.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |