|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Вузы станут ближе к рынку20 апреля 2006 17:19
Во вторник в Госдуме прошли парламентские слушания по вопросам партнерства высшей школы и бизнес-сообщества. Их участники обсуждали сложившуюся на рынке образования ситуацию, которая требует расширить участие частных компаний в структуре российского образования. Прежде всего речь идет о формировании механизмов, которые позволят вовлечь в мониторинг образования, аккредитацию образовательных программ и учреждений, проведение оценки качества образования и рейтингов высших учебных заведений бизнес. Кроме того, предлагается создать эффективную систему мониторинга инновационного развития и трудоустройства выпускников учебных заведений. Эти меры объединены в проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования". Данный комплекс мер позволит решить проблемы не только конкурентоспособности отрасли, но и ее финансирования. О необходимости расширить присутствие и полномочия бизнеса в сфере высшего образования участники отрасли говорят довольно давно. Причины этого очевидны: одна из главных заключается в том, что система подготовки специалистов далеко не всегда отвечает требованиям рынка труда. Об этом, в частности, говорил заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко. "Ключевая проблема отрасли заключается в отсутствии адекватных институциональных форм взаимодействия высшей школы и бизнеса, в том числе в рамках попечительского движения, – отметил он. – Кроме того, необходимо обеспечить связь между образовательными программами и требованиями, что предъявляют работодатели – они должны участвовать в разработке соответствующих стандартов. Поэтому необходимы законодательные документы по предоставлению частным компаниям таких полномочий, в том числе по контролю качества образования, мониторингу и составлению рейтингов вузов, разработке критериев оценки эффективности учебного заведения". По словам г-на Свинаренко, в министерство уже направлено письмо о необходимости внесения изменений в разработку стандартов от работодателей и введении их в аттестационные комиссии. Также представитель министерства сообщил, что полномочия бизнес-сообщества должны распространяться на участие в согласовании профильных законопроектов, кадровой политики, формирование бюджетов вузов, создание технопарков и других инвестиционных проектов. Соответственно, работодатели, помимо возможности формирования кадрового потока, получат преференции и налоговые льготы. Представленный на слушаниях проект был в целом одобрен участниками слушаний: в течение ближайших двух лет планируется внести соответствующие изменения в профильное законодательство. "Участие работодателей необходимо, – прокомментировала RBC daily ситуацию заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. – Их привлечение – это шаг к управлению образованием, к ориентированному на работодателей рынку труда. Безусловно, есть ряд спорных моментов, например, по оплате образования компаниями не из прибыли, а посредством включения этих затрат в себестоимость продукта. Данный вопрос еще требует дополнительного рассмотрения". Также на слушаниях был затронут вопрос о смене формы собственности вузов. По словам ректора Российской экономической академии им. Плеханова Виталия Видяпина, такая мера позволит не только привлекать бизнес к формированию трудового потока, но и даст ему возможность участвовать в управлении учебным заведением. "На сегодняшний день дефицит финансирования у экономических вузов возрос с 18% до 35%, – заявил г-н Видяпин. – Существующие инструменты не дают им возможности нормально развиваться. Надо признать, что у государства нет средств на содержание высшей школы. Поэтому мы считаем необходимым привлекать бизнес не только к спонсорским программам, а непосредственно к управлению вузами". В конце прошлого года РЭА направила президенту Владимиру Путину обращение с просьбой о проведении эксперимента, в рамках которого вуз сменит форму собственности. Все предпосылки для этого имеются: во-первых, академия совместно с дочерней структурой холдинга "Базовый элемент" – компанией "Крэйн" – уже несколько лет успешно работает в системе образовательных кредитов, во-вторых, достигнуто предварительное согласие сторон об участии во взаимовыгодном эксперименте. По мнению г-на Видяпина, наиболее целесообразными представляются в данном случае две формы собственности: государственной автономной некоммерческой образовательной организации (ГАНОО) и автономного образовательного учреждения. "Беря частный капитал в партнеры, государство должно создавать условия для его реализации, гарантировать сохранность и безопасность, – считает он. – Наиболее полно такое партнерство может проявиться в соучредительстве. Государство передаст частному капиталу ряд своих полномочий, а, следовательно, и соответствующую долю собственности". В предложении, которое было направлено президенту, речь идет о разделении полномочий по управлению созданной ГАНОО поровну между государством в лице Министерства образования и науки и компанией "Крэйн". Такая структура управления, по мнению Виталия Видяпина, позволит стимулировать вложение корпоративных средств не в альтернативные образовательные структуры, а в существующий образовательный комплекс, в том числе в кадровый состав. А присутствие государства в числе учредителей и, как следствие, сохранение бюджетного финансирования сможет гарантировать неизменность профиля учебного заведения. О том, что вопрос о новых формах собственности не только перспективен, но и очень важен для российского рынка образования, говорят и другие эксперты. "Бизнес может стать реальным собственником и учредителем вуза, – считает Ирина Абанкина. – Это обеспечит ему и финансирование, и право распоряжаться имуществом. Надо понимать, что такое решение позволит осуществлять реальные инвестиции в образовательную структуру. Полагаю, если проводить поэтапное движение в этом направлении, со временем можно будет говорить о подготовке базы для организации корпоративных университетов с участием государства". И действительно, если эксперимент по изменению формы собственности для крупнейших вузов страны будет успешным, можно говорить о законодательном закреплении такого опыта, поскольку подобное сотрудничество выгодно не только высшей школе, но и самому бизнесу.
Анна Попова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |