Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 25 апреля 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Миллиарды рублей на спасение колледжей

27 августа 2009 16:19

Директор Технологического колледжа № 28 Наталья Снопко. Фото с сайта www.strf.ru
Директор Технологического колледжа № 28 Наталья Снопко. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
В московском департаменте образования считают, что квалификация преподавательского состава колледжей недостаточно высока, что служит препятствием для освоения современного оборудования и использования новых технологий обучения. В 76 колледжах работает 17500 сотрудников, в том числе 76 директоров, 923 замдиректора, 423 директора структурных подразделений. Подавляющее большинство директоров учреждений (64 человека) в возрасте около 60 лет и старше. Лишь 60 процентов директоров имеют педагогическое образование. В некоторых колледжах количество заместителей приближается к 20. Всё это обостряет вопрос о методах подготовки руководящего состава учреждений.

Более четырёх миллиардов рублей вложено за последний год в развитие московских колледжей по городской программе "Рабочие кадры". Учреждения отремонтировали и оснастили современным оборудованием. Осталось дело за малым — повысить их престиж, чтобы абитуриенты захотели там учиться.

Система профтехобразования во многих регионах дышит на ладан. Более-менее успешно работают те учреждения, которые уже десятилетиями обеспечивают кадрами ведущие предприятия своих городов и областей. Остальные училища и колледжи в условиях массовизации высшего образования добиваются весьма скромным набором абитуриентов. Выживают как могут. Либо же устав от неравной борьбы с вузами и тщетных попыток заручиться поддержкой работодателей, соглашаются войти в состав вузов (на практике это не всегда оказывается для них благом, но тенденция в последнее время продолжает усиливаться).

Отчаянные попытки спасти систему начального и среднего профобразования власти страны предприняли ещё в 2007 году, когда в рамках приоритетного нацпроекта "Образование" стали на конкурсной основе поддерживать лучшие училища и колледжи. Всего за эти годы в конкурсе приняли участие 818 учреждений России, победителями стали 310. Из федерального бюджета на их развитие выделено 7,6 миллиардов рублей. Это, конечно, вдохнуло жизнь в учреждения-победители. Вопрос только в том, приведёт ли такая финансовая подпитка к системным преобразованиям в училищах и колледжах.

В прошлом учебном году в колледжах велась подготовка по 200 специальностям. При этом 40 процентов выпускников получили профессию по таким направлениям, как: бухучёт, коммерция, экономика, маркетинг, менеджмент, правоведение

В Москве положение особое

В Москве ситуация с профтехобразованием, хотя и не идеальная, но и не такая плачевная, как в целом по России. Столичные колледжи также участвовали в нацпроекте: из 76 учреждений (подведомственных городскому департаменту образования) победителями стали 14, с общим объёмом финансирования в 380 миллионов рублей. Плюс к этому ещё и город взялся за развитие системы.

Финансовым вложениям, которые в последние два-три года направляются из бюджета в столичные колледжи, в регионах могут позавидовать. Например, в течение прошлого учебного года в рамках городской целевой программы "Рабочие кадры" (2008—2010 годы) был сделан капремонт 59 зданий 36 колледжей на сумму более миллиарда рублей, текущий ремонт — в 153 зданиях 71 колледжа (150 миллионов рублей), благоустроено 20 территорий 17 колледжей (133 миллиона). Свыше трёх миллиардов рублей потрачено на приобретение учебного, производственного и лабораторного оборудования. Эти цифры были оглашены 24 августа на городской конференции, посвящённой вопросам повышения качества профессионального образования в условиях реализации программы "Рабочие кадры".

"Всё это позволило не только значительно усовершенствовать материально-техническое оснащение колледжей, но и создать на их базе 32 ресурсных центра, где теперь можно осуществлять качественную подготовку специалистов, отвечающую самым высоким требованиям производства, — подчеркнул замдиректора департамента образования Москвы Виктор Иванов. — Мы считаем, что таким образом успешно завершили период инфраструктурной модернизации колледжей".

Наталья Снопко, директор Технологического колледжа № 28, где проходила конференция, поспешила подтвердить слова чиновника и с гордостью рассказала о приобретениях, которые были сделаны в рамках нацпроекта "Образование":

"Мы полностью модернизировали материально-техническую базу колледжа, компьютеризировали рабочие места, создали высокотехнологичные лаборатории, ресурсный межотраслевой центр. В наших лабораториях теперь условия для обучения лучше, чем в производственных цехах на предприятиях. Нашим студентам можем предложить универсальное производственное обучение и практику, в ходе которой можно в экспериментальном порядке апробировать различные технологические новшества. По сути, создали интегрированный образовательный центр, на базе которого можно получать профессиональное образование в оптимальных условиях, то есть с наименьшими затратами времени и средств. Только в текущем учебном году по договорам с предприятиями, службой занятости осуществили переподготовку более 100 человек. Кроме того, заключены договоры с работодателем на целевое обучение специалистов, которые после окончания колледжа имеют гарантированное стопроцентное трудоустройство. В этом году перевыполнили план набора абитуриентов на 60 человек".

Благостный ход конференции критическим замечанием нарушил член Совета старейшин при мэрии Москвы Александр Самсонов: "Сегодня в этом колледже (Технологическом) мне показали самое лучшее, первоклассное оборудование. Вот только никто не задумывается, что уже через четыре-пять лет его придётся полностью заменить. С моей точки зрения, его следует продать малым предприятиям, у которых нет средств, чтобы закупить новую технику. Поэтому уже сегодня необходимо продумать цены. А за эти года его следует максимально использовать. И не только в учебных целях. На нём необходимо работать и получать прибыль. В связи с этим напрашивается вопрос: имеются ли какие-то договоры с предприятиями о его использовании. Я ответ на него не получил".

Столичный департамент образования подготовил законопроект о подготовке квалифицированных рабочих кадров Москвы, который будет задавать нормативные предпосылки формирования единой образовательной системы воспроизводства трудовых ресурсов

Работодателей привлекут... по закону

Проблема сотрудничества с работодателями — главная беда колледжей. Как ни стараются они привлечь предприятия к совместной работе по подготовке нужных специалистов, мало что получается. Как следствие — сложности с трудоустройством выпускников. Из пяти тысяч предприятий, которые в мае этого года заявляли о готовности взять к себе на работу выпускников колледжей, на сегодняшний день сохранили свои намерения только четыре тысячи. А из оставшихся примерно треть предлагают такую зарплату, на которую невозможно прожить в Москве, отметил Виктор Иванов: "Возникает вопрос, каким образом колледжи заключают договоры с предприятиями на подготовку кадров? Какую ответственность несут работодатели за неисполнение своих обязательств?".

Система городского заказа на специалистов по-прежнему не создана. В основном, сами учреждения пытаются определить вектор потребностей города. Сами абитуриенты зачастую выбирают невостребованные на рынке труда профессии. Например, в прошлом учебном году в колледжах велась подготовка по 200 специальностям. При этом 40 процентов выпускников получили профессию по таким направлениям, как: бухучёт, коммерция, экономика, маркетинг, менеджмент, правоведение. Очевидно, что сейчас те из них, кто не продолжил учёбу в вузах, могут сидеть без работы.

"Заказ на специалистов — тема для нас больная, — призналась директор департамента образования Москвы Ольга Ларионова. — Колледжи каждый год выпускают по 28 тысяч человек, при этом вакансий в городе — 150—200 тысяч. И так как подготовка кадров идёт за счёт бюджетных денег, нам хотелось бы учить, прежде всего, по тем специальностям, которые нужны городу. Безусловно, нужно заниматься формированием городского заказа. Образование, со своей стороны, всё для этого делает. А что делает Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата со своими предприятиями? Мы понимаем, что для них сейчас наступил сложный период. Но и для нас он тоже непростой. Мы должны решать задачи вместе. В противном случае ничего не выйдет".

Чтобы хоть как-то сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, департамент образования подготовил законопроект о подготовке квалифицированных рабочих кадров Москвы, который, по словам Виктора Иванова, будет "задавать нормативные предпосылки формирования единой образовательной системы воспроизводства трудовых ресурсов". О деталях документа он не сообщил, добавив лишь, что в настоящее время проект закона находится на согласовании в нескольких департаментах правительства.

Нет молодёжи — возьмёмся за взрослых

Пока чиновники и руководители колледжей думают, как заручиться поддержкой работодателей, куда более остро стоит вопрос о привлечении в систему профтехобразования новых учащихся.

После того как в развитие колледжей вложено несколько миллиардов рублей, закуплено новейшее оборудование, отремонтированы помещения, следующий принципиально важный этап должен быть связан с разработкой нового содержания профтехобразования. А также, что особенно важно, — с формированием его облика, привлекательного для молодёжи.

И хотя в этом году московским колледжам удалось выполнить план приёма абитуриентов — на бюджет зачислили почти три тысячи человек, чиновники вынуждены признать, что колледжи по-прежнему малопривлекательны для москвичей

И хотя в этом году московским колледжам удалось выполнить план приёма абитуриентов — на бюджет зачислили почти три тысячи человек, но основной контингент учащихся составляют главным образом сироты, дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, трудные подростки. Чиновники вынуждены признать, что, несмотря на профориентационную, агитационную и просветительскую работу (включая радио– и телеэфиры, публикации в газетах и т. д.), колледжи по-прежнему остаются малопривлекательными учебными заведениями для москвичей.

В условиях, когда молодых людей крайне сложно привлечь в учреждения среднего профобразования, колледжи всё активнее начинают работать со взрослыми. Помимо своего основного функционала — подготовки кадров по 10 и более профессиям, всё больше учреждений начинают заниматься переобучением и повышением квалификации взрослого населения. В прошлом учебном году в этой работе приняли участие 40 колледжей, обучено 12600 человек по 60 программам. В следующем году количество учащихся планируется увеличить до 22 тысяч, а число программ — до 110. Безусловно, это важное и полезное дело, особенно в период кризиса. Но в этом ли истинное предназначение колледжей?

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы