Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Споткнулись о Конституцию

24 августа 2009 19:15

Коллаж  с сайта www.ng.ru
Коллаж с сайта www.ng.ru
В Кремле, по данным "НГ", ломают голову над тем, как выполнить поручение президента о повышении сознательности муниципальных глав, прозвучавшее во время его недавнего визита в Зеленоград. Дмитрий Медведев распорядился создать перечень критериев оценки работы градоначальников и придумать действенный механизм контроля над ними. Воплотить задуманное оказалось сложнее, чем планировалось. Экспертам правового управления президента надо избежать противоречий с Конституцией.

Источник "НГ", близкий к администрации президента, рассказал, что губернаторский корпус оказывает постоянное давление на президента из-за конфликтов с мэрами. Не секрет, что чуть ли не в каждом субъекте Федерации региональные начальники не в ладах с мэрами областных и республиканских столиц.

Оно и понятно. Городские главы преимущественно избираются на всенародных выборах. А губернаторы уже более пяти лет назначаются президентом. Это обстоятельство автоматически повышает легитимность муниципальных начальников.

Дело еще в том, что во многих регионах население сосредоточено в областных центрах – на долю губернаторов приходится незначительная часть жителей глубинки. Губернаторам сложно влиять на мэров – ведь в Конституции муниципальная власть отделена от государства. Россия в свое время также стала участницей Европейской хартии местного самоуправления, гарантирующей статус и права муниципалитетов. "Тем не менее губернаторы постоянно жалуются президенту на мэров, просят усилить их власть над мэрами", – говорит собеседник "НГ".

Одна победа у губернаторов уже есть: в своем Послании Дмитрий Медведев предложил наделить местные парламенты правом удалять безответственных мэров от должности. Причем с предложением отправить народного избранника в отставку к городским законодателям теперь может обратиться глава региона. "Эта законодательная инициатива первоначально задумывалась как профилактическая мера, ее еще называли foolproof (в переводе с английского – защита от дураков). То есть защита от мэров, которые находятся в бегах, под следствием, месяцами не появляются на рабочем месте", – отметил в беседе с корреспондентом "НГ" источник, близкий к главному правовому управлению президента.

Однако практика пока показывает, что губернаторы посредством президентского закона в приоритетном порядке предпочитают расправляться именно с неугодными мэрами. Но в большинстве случаев они терпят неудачу – отстраненные мэры, как правило, опротестовывают в судах решения горсоветов об их удалении с поста. Так произошло в Челябинской области. Местные законодатели в июне безуспешно пытались отправить мэра Озерска Сергея Чернышева в отставку. Однако главе города удалось опротестовать решение горсовета в суде. Он доказал, что не подпадает под действие нового закона. Намерен опротестовать в суде свою отставку, инициированную главой Пермского края Олегом Чиркуновым, и экс-мэр Чайковского Юрий Востриков. Депутаты местного Заксобрания отстранили его от должности в конце июля.

В обновленном законодательстве для удаления муниципальных глав есть только три основания: действие или бездействие мэра как причина появления задолженности по долговым или бюджетным обязательствам, неудовлетворительная оценка его деятельности в течение двух лет и невыполнение должностных обязательств в течение трех месяцев. В середине июля президент дал своей администрации поручение расшифровать второе основание – неудовлетворительную оценку деятельности мэров в течение двух лет. Он предложил разработать критерии оценки работы муниципальных глав по аналогии с теми, которые два года назад были придуманы для губернаторов.

По информации "НГ", в кремлевской администрации пока не решили: нужно ли прописать перечень критериев в 131-м федеральном законе о местном самоуправлении или сформулировать этот список как самостоятельную единицу? Ведь критерии оценки деятельности губернаторов не прописаны ни в одном законе. "Самая большая проблема – кто будет оценивать работу мэров? Ни региональные, ни государственные органы власти этого делать не смогут, так как по Конституции муниципальная власть отделена от государственной и наделена самостоятельностью. И тут важно не наступить на эту самую муниципальную самостоятельность", – рассуждает другой собеседник "НГ", близкий к администрации президента.

По данным "НГ", обсуждается возможность привлечь к этому процессу полпредства. Представители главы государства недавно лишились одной из своих основных функций: подбора кандидатов на губернаторские посты, и теперь вполне могли бы заняться наблюдением за муниципальными начальниками. Во всяком случае, в тех регионах, где намечается тенденция к удалению того или иного мэра, к этому процессу уже проявляют повышенный интерес главные федеральные инспекторы. Впрочем, и тут полпредам помешает Основной закон, так как они, подобно губернаторам, не имеют права вмешиваться в муниципальную жизнь.

Элина Билевская

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы