Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 25 апреля 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Экономическая свобода, о которой так долго просили вузы, оказалась им не нужна

07 августа 2009 14:26

Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Многие вузы давно участвуют в рыночных отношениях: сдают в аренду пустующие площади, оказывают платные услуги, заключают партнёрские соглашения с бизнесом о подготовке узкоспециализированных кадров. Недавно бюджетные учреждения системы образования получили ещё одну возможность легализовать своё присутствие на рынке — переходом в автономное учреждение (АУ). Но на практике, по наблюдениям Марины Гордеевой, вузы не торопятся выходить "из-под крыла" государства...

Притом что автономные учреждения вправе распоряжаться заработанными средствами на своё усмотрение и менее зависимы от государства в вопросе перераспределения предоставленных средств внутри сметных статей, бюджетные учреждения системы образования переходят в форму АУ достаточно редко. И данная практика, как правило, ограничивается уровнем организаций школьного и дошкольного образования, преимущественно региональных. А вот головные вузы пока продолжают работать по-старому. Получается, что экономическая свобода, о которой так долго просили бюджетные учреждения, им не нужна?

В чём причина? В неработающих правовых инструментах, которые предложил законодатель, или в психологии руководителей?

Плюсы и минусы автономного учреждения обсуждаются во многих статьях и научных материалах, поэтому мы не будем здесь подробно на них останавливаться. Перечислим основные риски, которых опасаются руководители бюджетных учреждений.

1. При смене типа учреждения с бюджетного на автономное теряется субсидиарная ответственность государства. Это означает, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам перед кредиторами всем своим имуществом за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества.

2. Поскольку законодатель не определил однозначно критерии отнесения имущества к особо ценному, существует риск, что собственник (то есть государство) пересмотрит имущество АУ, которым оно может распоряжаться самостоятельно, и изъять неиспользуемое.

3. Оказывается нелёгким переход от сметного (пусть незначительного, зато постоянного) бюджетного финансирования со стороны государства к финансированию конкретных государственных заказов посредством субсидий и субвенций на конкурсной основе.

Отметим, что и сама процедура выдвижения инициативы со стороны бюджетного учреждения по преобразованию в АУ не вызывает оптимизма. При подготовке предложения о создании АУ руководитель бюджетного учреждения должен предоставить, в том числе, следующие документы:

— план развития учреждения не менее чем на ближайшие три года;
— трёхлетний финансовый план;
— предполагаемый объём внебюджетного финансирования;
— данные по кадровому составу с оценкой предстоящих в нём изменений в связи со сменой типа учреждения.

Перечисленные документы должны опираться на хороший бизнес-план (программу развития) нового учреждения. Поскольку бюджетные учреждения работают в рамках жёсткой сметы, то самостоятельное долгосрочное бизнес-планирование под силу далеко не каждому ректору.

4. Автономные учреждения обязаны ежегодно публиковать отчёты о своей деятельности, то есть план их финансово-хозяйственной деятельности перестаёт быть коммерческой тайной. На рынке образовательных услуг сейчас жёсткая конкуренция и высокая степень открытости может сыграть не на руку новой организации. Помимо этого, АУ обязаны проводить аудит своей деятельности, что влечёт за собой немалые дополнительные расходы.

Все эти риски просто не возникают, если выбрать путь не смены типа учреждения, а создания нового хозяйственного общества на базе вуза. Тем более что законодатели скоро предоставят вузам такую возможность. Да и в отсутствие надлежащего закона многие руководители вузов использовали практику создания коммерческих компаний для реализации своих целей. Частные лица создавали ООО, которому в рамках исполнения отдельных договоров передавались права на значительные нематериальные активы бюджетного учреждения. Но если раньше данная коммерческая деятельность выходила за рамки закона, то теперь создание малых предприятий на базе вузов для обеспечения процесса внедрения научных инновационных разработок становится правомерным.

Тем самым, практика перехода бюджетного учреждения в автономное по инициативе самого учреждения в будущем может сойти на нет.

Марина Гордеева

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы