|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Фирменный закон для науки16 июля 2009 18:50
Во всём мире большие и не очень большие компании работу с принципиально новыми для них проектами поручают специально созданным отдельным малым компаниям, так называемым спин-офф, такая практика позволяет снизить риск для материнской компании, облегчает привлечение внешних источников средств для развития проекта. В России же до последнего времени государственные исследовательские организации могли создавать подобные спин-офф только с согласия учредителя, то есть государства, а получить это согласие было весьма проблематично по многим причинам. Одна из главных заключается в том, что, разрешая какому-либо институту подобную хозяйственную деятельность, государство формально брало на себя обязательства её профинансировать, оплачивая найм работников, аренду помещений, закупку оборудования. При этом сам институт, в силу прямых запретов Бюджетного кодекса, не мог передавать средства учреждаемому им же предприятию. Эта законодательная ловушка многократно обсуждалась, пути выхода из неё искали ответственные за науку представители власти и наиболее активные представители научного сообщества. Обе стороны сошлись во мнении (что случается крайне редко) о необходимости разработки нового закона, легализующего схему создания при учреждениях науки хозяйственных обществ. В октябре прошлого года, на одном из заседаний комитета по науке и наукоёмким технологиям Госдумы замминистра образования и науки Александр Хлунов сообщил, что такая работа началась. Вчера в Думе был представлен итог этой работы — проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". Он вносит поправки сразу в четыре закона: "Об образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Согласно проекту, за государственными организациями науки и образования закрепляется право создавать хозяйственные общества, внося в их уставные капиталы не деньги из бюджета, а права на использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия собственника имущества, т. е. государства. Заметим, что при этом права на результаты интеллектуальной деятельности не отчуждаются, исключительное право на технологии остаётся у разработчиков. Для получения прямого финансирования деятельности хозяйственного общества институты и вузы смогут привлекать соучредителей (инвесторов), но при условии, если доля акций институтов и вузов в созданном предприятии будет не ниже 25 процентов, а соучредители внесут свой вклад в уставной капитал, по меньшей мере, наполовину деньгами. Продать свою долю в хозяйственном обществе научные и образовательные учреждения смогут только с согласия государства. Зато распоряжаться доходами от них будут самостоятельно, правда, с некоторыми ограничениями: доходы будут учитываться на отдельном балансе и направляться только на осуществление уставной деятельности учреждений, в том числе на патентование разработок и выплату вознаграждения их авторам. Законопроект не указывает, в какой организационной форме должны создаваться хозяйственные общества. По косвенным признакам можно догадаться, что предполагается форма обществ с ограниченной ответственностью; в профильном комитете STRF опять же косвенно подтвердили это предположение. Вопрос о возможных формах будет обсуждаться по мере наработки практики по законопроекту. Добавим, что по заказу Минобрнауки будет выпущено также учебное пособие, разъясняющее порядок действий при новых правилах. В планах — налоговые льготы Когда проект ещё только готовился, некоторые эксперты, в основном представляющие государственные ведомства, настаивали на том, чтобы организациям науки и образования принадлежал как минимум блокирующий пакет в спин-оффах. Иначе, отмечали они, хозяйственные общества, создаваемые с участием исследовательских организаций, будут бесконтрольно распоряжаться переданными им интеллектуальными наработками. К счастью, это предложение, неудобное для потенциальных инвесторов, не было поддержано. Большинство экспертов сочли, что при нынешнем законодательстве, уже невозможно, как в 90-е годы прошлого века "увести" созданные за государственный счёт разработки в частную инновационную фирму, созданную руководителями института. А вот мнения относительно того, насколько действенными окажутся новые правила, разделились.
Комментарий специалиста "Нам удалось достичь взаимопонимания с Министерством финансов по всем вопросам. Авантюры 90-х годов имели место из-за несовершенства законодательства. Сейчас мы чётко прописываем: 25 процентов акций и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат учредителям хозяйственных обществ, то есть организациям науки и высшего образования. Вслед за этим законом, уже в период осенней сессии пойдёт законопроект о предоставлении созданным при НИИ и вузах малым предприятиям налоговых льгот, в частности, будем настаивать на отмене для них НДС. В таких нововведениях я заинтересован и как руководитель института. Мы обязательно будем создавать предприятия, привлекать инвесторов. Думаю, эта деятельность будет эффективной. Часть прибыли от неё направим на поддержку аспирантуры".
Комментарий специалиста По словам представителя вузовской науки, ректора Казанского государственного технологического университета Германа Дьяконова, нынешний законопроект хоть и является "в целом очень позитивном шагом", содержит по меньшей мере одно серьёзное ограничение, затрудняющее процесс создания хозяйственных обществ: "Моё сожаление в том, что институтам и вузам не разрешается вкладывать собственные средства в организацию малых предприятий. Подозреваю, что трудно будет найти соинвесторов для подобных проектов. Но, конечно, мы будем стараться. Думаю, штук десять предприятий наш вуз сможет открыть. Проекты для этого у нас есть. Готовы даже взять на себя опыт первопроходцев".
Комментарий специалиста Ещё более сдержанную оценку законопроекту дал директор Центра физического приборостроения Института общей физики РАН Сергей Вартапетов: "Уверен, что это шаг вперёд, но очень маленький! Думаю, ничего принципиально нового в развитие инновационной экономики России этот закон не внесет. Очень любопытным показался пассаж законодателей: организовать хозяйствующий субъект можно без решения собственника, а вот продать долю в созданном субъекте можно только с разрешения собственника! Я думаю, это не очень корректно. Не может так функционировать нормальная коммерческая организация — всё равно получается как-то вне ”экономического пространства”!"
Наталья Быкова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |