|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Высшую школу опять пугают аккредитацией09 июля 2009 16:39
"Смысл новых аккредитационных показателей не в том, что прежние были очень "мягкими", – заявил в беседе с корреспондентом "НГ" ректор Российского нового университета, председатель Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов, – а в том, что они уже не работают в современных условиях". По словам главы ассоциации, нынешняя процедура аккредитации не соответствуют требованиям времени и не работает на решение задач, поставленных правительством. "Сколько можно оценивать вузы по количеству квадратных метров, приходящихся на одного студента! – заметил Зернов. – По нынешним критериям в среднем на одного студента должно приходиться не менее 11 метров квадратных. Такого требования нет даже в развитых странах". Кстати, многие отечественные госвузы не знают, как распорядиться обилием этой собственности. Тут уместно вспомнить и недавний пример: часть своих площадей администрация Черкизовского рынка арендовала у Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Рособрнадзор предлагает исключить из аккредитационных требований такой показатель, как квалификация профессорско-преподавательского состава, мотивируя это тем, что для каждой образовательной программы она различна. Ректор Московского физико-технического института (ГУ) Николай Кудрявцев, комментируя для "НГ" этот пункт, добавил свое видение проблемы. По мнению ректора, в случае оценки деятельности вуза речь не должна вестись исключительно о количестве профессоров-штатников. Например, в МФТИ две трети профессорско-преподавательского состава – специалисты и ученые, приглашенные со стороны. В том числе и из-за рубежа. И от этого вуз только выигрывает. Потому что имеет дело с самыми крупными практиками и учеными. "Все, что связано с научно-технической деятельностью, напрямую должно быть обосновано ее результативностью. Только количество вложенных средств не может быть доказательством того, что научная деятельность присутствует", – приводят информагентства еще одно высказывание Любови Глебовой. К этому заявлению Владимир Зернов добавил бы тезис об участии государства в дальнейшей судьбе разработок и изобретений, сделанных в вузах. Пока же, по словам Зернова, "вузы получают результат, а дальше не знают, что с этим результатом делать". О вузовских разработках, даже несмотря на широкую рекламу, крупные компании и руководители производств ничего не знают. Тот же РосНоУ вынужден постоянно приглашать заинтересованных людей к себе и заниматься продвижением своих открытий. Это, естественно, новая трата средств. Как заявила Любовь Глебова, в новых правилах будут внесены изменения и в оценку знаний выпускников. Все это делается для того, чтобы "тестирование, которое на сегодняшний день показывает только остаточные знания, выявляло компетенцию выпускников после прохождения образовательных программ". Этот пункт очень порадовал ректоров ведущих юридических вузов. О необходимости ввести своего рода ЕГЭ для выпускающихся юристов говорят уже практически все. В то же время, как подчеркнул на условиях анонимности в беседе с корреспондентом "НГ" высокопоставленный чиновник Министерства образования и науки РФ, новые показатели в том виде, в каком они предлагаются сегодня, скорее всего "усложнят ситуацию для средних и средненьких вузов". Потому что сильные институты и университеты занимают достаточно прочное положение, а вузам, торгующим дипломом, отсутствие или наличие аккредитации вообще "погоды не делает". Кроме того, новые показатели достаточно спорны по своей сути. Снятие критерия о количестве профессорско-преподавательского состава может привести, по словам министерского собеседника "НГ", к снижению качества образования. А усечение количества квадратных метров – к тому, что вузы вообще перестанут заботиться о достойных условиях для обучения студентов. К этому можно добавить, что министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пообещал, что кроме штатных проверок при определенных условиях могут проводиться и проверки внеочередные, в том числе и по инициативе региональных властей, совета ректоров и работодателей. В связи с этим возникает совсем уж простой вопрос: а зачем вообще нужна государственная аккредитация вузов? Каковы ее функции и цели? В США, например, ни Гарвардский университет, ни Йельский не имеют так называемой государственной аккредитации. И не нуждаются в ней. От этого востребованность выпускников этих вузов, престижность обучения в них нисколько не страдают. В современных же российских реалиях статус "государственный вуз" во многом нужен был до недавних пор только для того, чтобы предоставить отсрочку студентам от службы в армии. Качество выпускников на выходе из вуза мало кого волновало. В том числе и самих студентов. Но ужесточающиеся условия получения отсрочки от службы в армии во многом обесценивают и эту социальную функцию отечественных вузов. Может быть, надо обратить внимание не столько на усложнение и ужесточение системы аккредитации вузов (что, кстати, само по себе потенциально коррупционно емкое мероприятие), сколько на подбор качественного профессорско-преподавательского состава и разработку программ обучения, соответствующих современным требованиям? Все возрастающие в последнее время попытки тотального возврата государства во все сферы жизни общества могут быть оправданы лишь до определенного предела. А система "разрешать – не разрешать", доведенная до абсурда, вполне может сработать не на повышение качества высшего образования в стране, а на его окончательную деградацию.
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |