Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 26 декабря 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

В погоне за инновационными кадрами

06 июля 2009 14:08

Руководитель Центра внедрения космических технологий НИИ автоматизации и связи на железнодорожном транспорте Максим Железнов. Фото с сайта www.strf.ru
Руководитель Центра внедрения космических технологий НИИ автоматизации и связи на железнодорожном транспорте Максим Железнов. Фото с сайта www.strf.ru
"Через несколько лет после защиты молодые учёные понимают, что сама по себе диссертация не гарантирует достижения желаемых высот в жизни. Они даже не представляют, что можно сделать со своим научным багажом", — к такому выводу пришёл руководитель Центра внедрения космических технологий НИИ автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, неформальный вдохновитель "молодёжного крыла" в науке железнодорожной отрасли Максим Железнов.

Многие до сих пор не понимают, почему сегодня так много внимания уделяют вопросу консолидации, координации, поощрения молодых учёных. Как Вы считаете, какая в этом необходимость?

Дело в том, что сегодня молодые учёные из-за отсутствия чётких ориентиров от профессионального научного руководства работают не вполне эффективно в плане инновационной деятельности, и, если их не консолидировать, не направлять, — будет трудно полностью использовать их потенциал и, возможно, мы потеряем ещё одного поколение в науке. Достаточно посмотреть, какой путь обычно проходят молодые исследователи, с какой мотивацией они приходят в науку. Как правило, ещё перед окончанием ВУЗа они проявляют интерес к научной деятельности, начинают работать в определённой тематике и поступают в аспирантуру, при этом чётко не осознавая, зачем им это нужно. Для них это как продолжение студенчества. Зачастую они даже не требуют серьёзного материального стимулирования, считают, что занимаются наукой и имеют определённую цель — защитить диссертацию, пребывая в уверенности, что после защиты перед ними будут открыты все дороги, и они начнут настоящую взрослую жизнь. В аспирантуре этот момент воспринимается на некой пафосности. Но проходит четыре-пять лет, и молодые учёные начинают понимать, что сама по себе диссертация не гарантирует достижения желаемых высот в жизни. Многие вообще не защищаются в срок, а те, кто защищаются, не всегда понимают, как распорядится полученными знаниями и опытом научной деятельности. Они оглядываются по сторонам и осознают, что, например, не могут содержать семью, и в 27—28 лет начинают жизнь с чистого листа. Я знаю очень много толковых молодых учёных, которые прошли весь этот путь: окончили аспирантуру, защитили диссертацию и оставили научную деятельность. Есть и другие, которые продолжают работать в науке, но, на мой взгляд, их перспективы очень туманны. Как правило, они работают в команде со своим научным руководителем, который находится в почтенном возрасте и с большой долей консерватизма воспринимает инновационные научно-технические решения. Сама по себе эта ситуация, конечно, не изменится. Нужно приложить определённые усилия извне, прежде чем в сознании работающих в науке людей произойдёт перелом. Что здесь могут сделать объединения молодых учёных? Думаю, в первую очередь восполнить информационный вакуум, в котором находится молодёжь, создать базу имеющихся в разных институтах разработок, чтобы ученые ориентировались в своей научной области, могли сравнивать результаты своего труда с результатами других научных групп, делать соответствующие выводы. Также считаю необходимым проработать вопрос по созданию молодежных инновационных команд в научно-образовательных учреждениях как основу для возрождения науки, нацелив их на решение задач инновационной стратегии развития страны. Ядром таких команд могут являться советы молодых ученых и специалистов организаций и учреждений.

Расскажите, пожалуйста, о действующей в ОАО "РЖД" системе поддержки молодых учёных.

В компании "Российские железные дороги" принята и реализуется программа "Молодежь ОАО "РЖД", которая содержит отдельный раздел, посвященный молодым учёным и рационализаторам. В рамках этой программы проводится комплексная поддержка молодых учёных, аспирантов и студентов вузов и отраслевых НИИ. Принято положение о грантах для молодежных творческих коллективов, работающих в научно-технических направлениях, признанных перспективными в ОАО РЖД. Ежегодно для студентов и аспирантов, работающих в области технических наук, выделяется 150 стипендий имени выдающегося русского учёного и инженера Павла Мельникова; для студентов и аспирантов экономических специальностей — 35 стипендий имени Джозефа Стиглица. Широко распространена практика шефства региональных железных дорог над перспективными дипломниками, и ежегодно по решению ОАО "РЖД" присуждается 500 грантов на разработку дипломных проектов. Уже несколько лет применяется практика проведения слётов молодых специалистов, проводятся конкурс творческих работ "Новое звено", конкурс по выявлению лидерских качеств "Корпоративный лидер", стажировки молодых ученых и инженеров за рубежом и многое другое.

Возможно, именно благодаря такой системе поддержке в ряде научно-исследовательских институтах железнодорожного транспорта сложилась достаточно благоприятная кадровая ситуация. В частности, в Научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте информатизации, автоматизации и связи (НИИАС) на железнодорожном транспорте работает порядка 40 процентов людей в возрасте до 35 лет.

Эффективность мер поддержки, наверное, следует измерять не только в количестве работающих в институте молодых учёных, но и в качестве их работы. Как с этим обстоят дела? Какова отдача молодых учёных?

Всё зависит от характера человека. Есть люди очень активные, они могут продвинуть даже самую примитивную разработку; есть люди средней активности, которые начинают что-то делать, только когда видят перед собой пример результативности аналогичных усилий, и есть, люди достаточно инертные, отдельные представители которого по потенциалу способны изобрести "синхрофазотрон", но никогда не сделают этого по причине своей инертности. Задача руководства научных учреждений найти такой подход, чтобы использовать по максимуму все кадровые ресурсы.

Наталья Быкова

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы