|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Академик РАО Александр Кузнецов: Стандарт – это общественный договор01 июля 2009 17:07
Проект стандарта начального общего образования комментирует один из его разработчиков, вице-президент Российской академии образования (РАО) Александр Кузнецов. – Александр Андреевич, каковы особенности стандарта, разработанного Российской академией образования? – Стандарт исходит из приоритета личностного развития. Это значит, что система образования должна не только ориентироваться на конкретный предметный результат, как это было всегда, но и формировать личностные качества выпускника школы, отвечающие запросам нового российского общества. Важной составной частью результатов образования должна стать готовность к самостоятельному пополнению знаний, к освоению новых видов деятельности. Поэтому на первый план сегодня выходят так называемые общие учебные умения общеинтеллектуального характера (анализ, синтез, сопоставление и так далее), которые непосредственно не связаны с конкретной предметной деятельностью, но формируются в рамках конкретных учебных предметов. Разработчики стандарта предприняли попытку сформулировать цели и ценности образования. В СССР идеологические установки определялись на съездах компартии. Теперь общество расслоилось, разные группы населения имеют разные интересы, изменились и личностные запросы в сфере образования. Новые целевые установки и требования появились и у государства. Таким образом, возникла принципиально новая задача – выделить и согласовать потребности личности, общества и государства. Характерная особенность стандарта, разработанного в РАО, – опора на впервые проведенные в стране социологические исследования, которые позволили выделить эти потребности. По сути, стандарт — это общественный договор, система взаимных обязательств и требований со стороны всех участников образовательного процесса: общества, родителей, государства, бизнеса. – Каковы различия между проектами стандартов, предложенными РАО и Институтом проблем образовательной политики "Эврика"? – Есть разница в подходах к компонентам основных требований к школьному образованию, определенных в новой редакции закона "Об образовании". Основных требований три: к результатам образования, к структуре основных образовательных программ и к условиям их реализации. Мы в РАО считаем, что главное – образовательные результаты, а все остальное им подчинено. Если мы планируем некий результат, то "под него" подбирается содержание образовательных программ и условия образовательного процесса в школах. В проекте стандарта, разработанном "Эврикой", результаты образования определяются почти исключительно потребностями и запросами личности. Но тогда интересы общества и государства остаются несколько в стороне, выстраивается другая система целей образования. В нашей концепции стандарта одними из важнейших результатов образования являются, например, формирование гражданской идентичности, патриотизма, овладение ценностными идеалами гражданского общества, то есть результатов, отвечающих интересам не только ученика, но и ожиданием общества, и требованиям государства. Если принять утверждение, что все в содержании образования определяется запросами личности, как предлагает "Эврика", то многие из этих понятий теряют свою значимость. – Как в стандарте РАО соблюдается баланс обязательных и необязательных занятий? – Наш стандарт, минимизируя инвариантное, обязательное, оставляет гораздо больше времени для вариативного, чтобы учесть потребности и интересы каждого ребенка. Без инвариантной части обойтись нельзя – без нее невозможно обеспечить единство образовательного пространства, она помогает в разработке единых подходов к итоговой аттестации школьников, критериев оценивания, она дает возможность создать единую систему требований к школьному учебнику по каждому предмету. Но мы увеличили вариативную часть, чтобы образование отвечало запросам и интересам учащихся и их родителей. Если в первых стандартах на старшей ступени школьного образования было до 50% вариативного образования, то теперь примерно столько же мы перенесли и в начальную школу. В каждом классе примерно по 10 часов в неделю отведено на внеурочную деятельность. "Легализация" внеурочной деятельности в базисном учебном плане — это гарантия того, что учитель получит оплату за эту работу. – Как вы предлагаете оценивать личностные результаты? Возможно ли это? – Стандарт и система оценивания применимы не только для итоговой аттестации самого ученика, но и в качестве средства оценки системы образования на всех уровнях. В нынешних условиях мы можем оценить только предметные достижения и метапредметные образовательные результаты школьника. А личностные результаты, скажем, патриотизм, гражданская идентичность, индивидуальной оценке не подлежат. Это можно сделать только через социологические обследования массы учащихся в регионе или по всей Федерации в целом. Персонифицированная оценка здесь невозможна. – Что изменится в подготовке учителей в связи с переходом школы на новый стандарт? – Введение стандарта повышает требования и к подготовке педагогических кадров. Надо признать, что педагогическое образование, которое должно носить опережающий характер, часто отстает от инновационных процессов в школе. Если мы хотим строить учебный процесс, ориентируясь на новые результаты, это должно существенно изменить характер педагогической деятельности учителя. Сейчас готовится новый стандарт высшего педагогического образования, который должен быть тесно связан с новыми школьными стандартами.
Анастасия Астахова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |