Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.


Реклама:

  • relatoseroticos-club.com

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Александр Федулин: "Во время кризиса вузам надо делать ставку на науку"

01 июля 2009 11:56

Ректор Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин. Фото с сайта www.strf.ru
Ректор Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF:
Федулин Александр Алексеевич, ректор Российского государственного университета туризма и сервиса, доктор исторических наук, профессор

Как усилить научную и инновационную деятельность высшей школы в сложный финансовый период, рассказывает ректор Российского госуниверситета туризма и сервиса Александр Федулин.

Что делается в вашем университете для усиления научно-исследовательской деятельности?

— В условиях кризиса я буду использовать науку для того, чтобы поддержать преподавателей. Моя задача состоит в том, чтобы вовлечь в исследовательскую деятельность как можно больше профессоров, а не ограничиваться какой-то небольшой когортой.

Хотя надо признать, что ситуация во многих вузах складывается сложная: с одной стороны, их основная задача заключается в подготовке кадров, а с другой — неотъемлемой частью деятельности является наука, которая в период кризиса по большей частью становится убыточной, или как некоторые говорят, превращается в непрофильный актив. У нас в вузе существовали достаточно мощные научные подразделения. Но в последнее время я был вынужден оптимизировать структуру: некоторые отделы и лаборатории закрыть, другие объединить между собой. Но антикризисные меры предусматривают не только сокращение, но и развитие отдельных подразделений. Например, мы решили усилить Центральный научно-исследовательский институт. Собираемся определить приоритетные научные направления и сосредоточиться на их усилении. Их не может быть много. У нас прикладной вуз, и мы не можем равняться с Физтехом или МГТУ. Это и не нужно, потому что у каждого свои задачи. В то же время науку мы развивали и будем её развивать.

Как это ни парадоксально будет звучать, для меня, как для руководителя, кризис — это благо. Я пришёл на должность ректора три года назад. Видел, что многое надо менять. Но для того, чтобы произвести изменения, недостаточно воли одного человека. Когда пытался что-то делать, наталкивался на сопротивление, непонимание. Но начался кризис, и оказалось, что мне не надо совершать революций. Во время кризиса многое решается само собой. Структура вуза приводится в соответствие с задачами.

Получается, кризис ослабил позиции и без того несильной вузовской науки?

— По большому счёту, да. Сейчас обострилась проблема коммерциализации. Вуз занимается разработками, по сути дела, в стол. Государство от этого процесса держится в стороне, не предпринимая никаких шагов, чтобы связать науку и производство. Промышленность считает, что внедрение нового — это риск, а рисковать она не любит, тем более платить за риск. Вот и выходит, что вуз получает патент на своё изобретение, апробирует на производстве и по сути дела внедряет его бесплатно, утешая себя тем, что имеет хорошие связи с производством, студенты обеспечены практикой, а выпускники — рабочими местами.

Создание системы коммерциализации инновационных разработок требует значительных затрат и усилий. Мы в университете несколько лет создаём такую систему и надеемся на то, что она рано или поздно принесёт свои плоды. В первую очередь создали маркетинговую лабораторию, которая занята поиском потенциальных покупателей для наиболее перспективных разработок. В настоящее время в лаборатории отрабатываются 10 патентов.

Важное место в инновационной деятельности занимают соответствующие форумы, выставки, салоны и прочие мероприятия. Несмотря на финансовые трудности, мы на протяжении ряда лет активно участвуем во всех этих мероприятиях, получаем золотые и серебряные медали, дипломы, но, к сожалению, все эти мероприятия носят несколько односторонний характер, потому что на них практически отсутствуют потребители инновационных разработок. Мы вынуждены констатировать, что эффективность этих мероприятий крайне низка.

В нашем университете создан бизнес-инкубатор, ряд предприятий студенческих и бизнес-команд, которые уже нашли свои ниши на рынке и более-менее успешно работают. Однако это лишь небольшая часть того, что университет мог бы дать промышленности. В 2008 году один из наших патентов на изобретение вошёл в число 100 лучших изобретений России. Был получен диплом, медаль, признание, поздравление, но для университета лучшим признанием было бы выйти с разработкой в промышленности и получить за это финансовые средства, которые можно было бы направить на дальнейшие исследования.

У инновации есть производитель и должен быть потребитель. Произведенные вузами инновации могут лечь мёртвым грузом, если государство не создаст механизмы повышения заинтересованности предприятий в инновациях. На наш взгляд, должен быть законодательно утверждён пакет мер по созданию режима административного, экономического, финансового, налогового благоприятствования предприятиям, создающим и применяющим инновации.

Марина Муравьёва

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы