|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
В историческом цейтноте30 июня 2009 12:20
Есть два возможных финала кризиса. Либо будет продолжена политика Минобрнауки: "Железной рукой будем проводить модернизацию образования до последнего полуграмотного россиянина!" Либо будет сформирован и реализован принципиально новый курс. Какими могут быть ключевые идеи новой образовательной политики? Приоритетность. Пора прекратить маниловские мечтания о строительстве развитого капитализма к 2020 году. Единственное и абсолютно необходимое условие выхода из многих наших кризисов – резкое увеличение объема общественного труда и придание ему нового качества. Решающий наш ресурс – не нефть и газ, а высокопрофессиональные, творческие, увлеченные высокой целью и делом люди. За их воспитание ответственны сферы образования, культуры, науки, которые должны стать приоритетными не на словах, а на деле. Демократизация. В последнее десятилетие чиновники от образования катастрофически поумнели: именно они предлагают "инновационные идеи", а затем успешно их продавливают мощным административным прессом. Профессионалы – учителя, преподаватели вузов и т.д. – в разработках не участвуют, их мнения полностью игнорируются. Пора наконец понять, что административно-командные методы всезнающей вертикали власти в сферах образования, науки, культуры приносят только вред и беды. Но много труднее и важнее задача становления сильных профессиональных сообществ и общественных структур, способных отстаивать интересы дела и профессии. Ответственность. Речь идет о повышении ответственности всех участников образовательного процесса: семьи – за воспитание детей, человека – за свое образование, учителя – за судьбы учеников, прессы – за гласное и честное обсуждение проблемы. Но начать следует с ликвидации вопиющей безответственности в системе управления: должна быть восстановлена регулярная отчетность на всех уровнях, исключена анонимность лиц, готовящих "эпохальные" документы об образовании. Гуманизация. Прогрессивное развитие общества невозможно без общей атмосферы уважения к знанию, без стремления к достижению идеалов гуманистической культуры. Культура призвана возвышать человека, а не "опускать" его. Поэтому давно перезревший вопрос об экспансии антикультуры, пропаганде праздности и культа насилия требует неотложного решения. Либо "плач Ярославны" о печальной судьбе отечественной культуры, либо самые решительные действия в ее защиту. Иначе ничего не получится. Наше современное общество на глазах превращается в Общество отдельно взятых потребителей, в Общество победившего цинизма. Такие общества не способны к историческим прорывам, но с большим успехом саморазрушаются: за одичанием приходит озверение. Гуманизация предполагает и выстраивание эффективной системы образования, помогающей всем гражданам России выбрать достойные жизненные траектории. Популярные лозунги "Образование для всех", "Образование через всю жизнь" должны быть реализованы на практике. Качественное образование есть благо, правом на которое обладает каждый независимо от имущественного ценза, места жительства, национальности. Опережающее развитие. Нежелание "верхов" проводить серьезные давно назревшие реформы образования имеет некие основания. Такие преобразования требуют минимум двух десятилетий упорнейшей работы. Намного проще имитировать активность и демонстрировать неустанную заботу власти о народном образовании. Но мировой кризис, резко обостряя ситуацию, делает необходимым жесткий выбор. Надо ясно признать, что Россия – в историческом цейтноте. Поколения людей, сохраняющих культурную и профессиональную традицию, уйдут в ближайшие годы, не передав свой опыт новым поколениям. Профессиональные школы умирают быстро – но на их возрождение уходят десятилетия. Мировой кризис резко обострил проблемы конкуренции между странами. Вновь актуально забытое слово "ускорение". Но ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей немыслимо без соответствующих кадров, а следовательно, без опережающего развития системы образования. Существуют направления работы, которые могут дать быструю отдачу уже через несколько лет. Одно из них – создание сети в хорошем смысле опытно-показательных школ (типа физматшкол при университетах) и ведущих университетов, решающих проблему подготовки научной элиты страны, аккумулирующих и распространяющих лучший опыт. Другое направление – развитие отечественной образовательной индустрии, то есть сферы разработки и производства всего необходимого для грандиозной системы образования России. Это экономика мощностью во многие миллиарды долларов ежегодно. Экономика, ориентированная на внутренний рынок, – может быть та самая, поиски которой безуспешно ведут экономисты. Масштаб бедствия в России начала XXI века таков, что требуется новая культурная революция. Цель – ликвидация малограмотности, непрофессионализма, конформизма.
Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |