|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
РОСРО занялся проектированием школ19 июня 2009 14:00
Ярослав Кузьминов отметил, что разговор о формате школьных помещений, о новых решениях организации школы, при которой бы дети не подавляли друг друга, не мешали друг другу – это огромная, серьезная задача и для архитектора, и для социолога, и для психолога, и для педагога. Вынесение данной темы на обсуждение РОСРО обусловлено тем, что общество, по мнению Кузьминова, "немного устало уже от традиционных техник и решений в отношении развития образования" Участникам заседания РОСРО предложено было ответить на вопросы:
"Эта тема не имеет институционально оформленного центра, который полностью в себе отвечает за школьную среду, как могло было быть при определенном устройстве организации системы управления и образования, в целом системы образования", – отметил в своем выступлении директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Минобрнауки Игорь Реморенко. "Эта тема складывается из некоторых подходов, из некоторых ситуаций, которые конкретно школа производит, из усилий ведомств, из научных разработок, архитектурных", – сказал он. По его мнению, обсуждение вопроса школьной архитектуры и школьной среды сегодня целесообразно проводить в рамках задач национальной инициативы "Нашей новой школы", которая прозвучала в Послании Президента Российской Федерации 5 ноября прошлого года. Тезис президента о том, что школа не должна быть ветхой во всех смыслах этого слова обозначает отправную точку в вопросе. Образ новой российской школы – это образ школы, преодолевшей ветхость, открытой современной школы, эффективного института общественного развития. Такой школы, в которой осуществлен переход от массового поточного обучения к обучению по индивидуальным образовательным программам, а, значит, и переход от индустриального типа школьных зданий к зданиям открытых общественных и личных персональных пространств. Реморенко отметил, что в начале года министерство провело педагогический анализ данных о лучших архитектурных проектах общеобразовательных учреждений, реализованных в субъектах Российской Федерации за последние 5-7 лет. По имеющейся информации, как правило, при строительстве новых общеобразовательных учреждений используются типовые проекты, разработанные еще научно-исследовательскими проектами и институтами Советского Союза. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации (Москва, Республика Саха и Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ, Тюменская область, Красноярский край, Чукотский округ и другие) в последнее время реализованы современные индивидуальные проекты общеобразовательных школ в соответствии с требованиями действующих норм и параметров. По словам директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования, "здания и сооружения общеобразовательных учреждений в отношении внутренней планировки и типологии помещений имеют большие сходства". Это в первую очередь связано с тем, что массовую основу всей школьной архитектуры и сегодня составляют советские школьные здания классно-коридорного, индустриального типа. Можно предположить, что такая планировка во многом определяла саму суть школы, в которой главным видом деятельности было учение. Сегодня проявляются альтернативные подходы к организации школьной среды. Школа становится другим пространством, в котором внеурочная работа все чаще приобретает равные значения с урочной, а в некоторых школах превосходит ее. В этом случае школе требуется больше пространства для проектной деятельности, работы в малых группах, творческих дел, кружковой и студийной работы. Потребовались кабинеты психологов и иных специалистов, ставших важными участниками организации школьной жизни. По словам Реморенко, на сегодняшний день реализуются новые проекты школьных зданий, есть новые позитивные тенденции, в том числе имеется тенденция увеличения площади зданий и сооружений в расчете на одного учащегося. Если сейчас нормой предусмотрено 12 квадратных метров на человека, то в некоторых проектах этот норматив увеличился до 17-20 квадратных метров. Имеется тенденция к увеличению числа школьных помещений, залов различной направленности, музыкальные, актовые залы, зал защиты проектов, в том числе расширение помещений физкультурно-оздоровительного комплекса, физкультурный, хореографический залы, бассейны. Новые проекты предполагают централизованное водо– и энергоснабжение, канализацию, в школе может быть своя автономная электростанция, котельная, водонапорная башня, водоочистительные сооружения. Управленец указал, что в ряде регионов уже появились новые виды школ, школы ступеней обучения, где начальная, подростковая и старшая школы существуют отдельно друг от друга. При этом дизайн и архитектура школ ступеней обучения также начинают отличаться. Массовой практикой стало создание центров образования, культурных центров, объединяющих ресурсы общего и дополнительного образования, библиотек общего пользования, заведений культуры и спорта. Говоря о регуляторах школьной среды, Реморенко упомянул о новых федеральных государственных образовательных стандартах, напомнив о том, что идет работа по разработке новой структуре образовательных стандартов и сформулирована структура из трех требований: требования к результатам, требования к структуре образовательных программ, требования к условиям осуществления образовательной деятельности. Среди принципиальных подходов к организации школьной среды Реморенко отметил современность школьного образования, соответствие возрастным возможностям обучающихся, соответствие современным характеристикам профессиональной деятельности, обеспечение возможностей для организации образовательного процесса, таких как обеспечение безопасности, сохранение и укрепление здоровья, развитие профессионального, образовательного, творческого опыта учащихся, и, конечно, реалистичность, возможность ее реализации в системе образования. Говоря на тему, связанную с ремонтом и модернизацией существующих школьных зданий, Игорь Реморенко подчеркнул, что тема, касающаяся аварийных школьных зданий, требует максимального внимания. По его словам, по сравнению с 2004-м годом, в 2008-м году уровень аварийности снизился в 2,5 раза. В 2005-м году было 2,5 тысячи школ, которые были признаны аварийными, в 2008-м году уже около 1000. Однако проблема аварийности остается по-прежнему значимой. "Нами совместно с Минфином и иными ведомствами отрабатываются механизмы проведения денежных средств из федерального бюджета в 2009-м году на проведение капитального ремонта. Уже сейчас в бюджете на это выделено 2,5 миллиарда рублей", – заявил он. Реморенко заявил, что ужесточены и приведены в соответствие с действующей нормативно-правовой базой требования к проверкам готовности школ к началу учебного года. "Единые требования к организации и проведению проверок образовательных учреждений включают план мероприятий по созданию системы постоянного межведомственного надзора за безопасностью школ и других детских учреждений. Требования согласованы с МЧС, с МВД, с федеральной службой по экологическому, технологическому надзору и направлены в регионы, эти требования позволят избежать ситуаций, когда разные ведомства делают подчас противоречивые замечания при приемке школ к новому учебному году. Сегодня эти единые требования размещены на сайте "Безопасность нашей школы", который призван "обеспечить общественный контроль за мерами пожарной и антитеррористической безопасности, здоровьем школьников и состоянием зданий школ, а также способствовать вовлечению граждан в обсуждение вопросов, связанных с безопасностью российских школ". Обещано, что на сайте будут публиковаться адреса школ, которые получат финансирование, а также будут проводится квалифицированные консультации по теме безопасности. По мнению Реморенко, общественные и общественно-государственные институты должны регулировать различные экспертные площадки для обсуждения данной проблематики, необходимо обсуждать и разрабатывать механизмы обучения учителей, которые работают в новой школе, с новыми условиями, с новой средой в школе, реализующей новые стандарты образования. Он заметил, что заслуживает внимания и идея формирования банка готовых архитектурных решений, не типовых проектов, а проектов повторного применения, как на региональном, так и на федеральном уровне. К созданию подобного банка целесообразно привлекать и студентов архитектурных институтов. Член Общественной палаты, директор центра образования № 548 Ефим Рачевский напомнил о том, что тема беседы: школа в условиях ресурсных ограничений, и непонятно, почему и в условиях этих ресурсных ограничений российские школы всегда носили и носят какую-то дворцовую стилистику. "Давайте вспомним, как с 90-х годов в типовых московских домах появились нетиповые квартиры, когда квартиры сдавались без отделки, без перегородок, без унитазов и без всего остального. И дальше начиналось сотрудничество тех, кто там будет жить, и строителей. Поэтому, на мой взгляд, дискуссия о том, типовой или нетиповой проект школы лучше – пустая дискуссия. Я призываю к одному: давайте уйдем от дворцовой идеологии, потому что школьная дворцовая сущность – в той среде, которая создается внутри", – сказал Рачевский. Он отметил также, что "при всей нашей тяге "дворцам", Россия единственная, наверно, страна Европы, по крайней мере, ее европейская часть, где школьные территории являются проходными. Ни во Франции, ни в Англии, ни в Италии, нигде школьные площади не являются открытыми. В Европе школьная охрана не там, внутри здания, а там, где дети на продленке гуляют. Вопрос безопасности детей – очень важный вопрос, о котором все почему-то забывают в погоне за внешней красотой". По мнению Ефима Рачевского, оптимальный подход к проектированию школьных зданий – это модульный подход, когда школьное здании легко собирается, разбирается, достраивается при необходимости, когда компоненты здания могут трансформироваться по желанию и в зависимости от типологии. "А мы, "образованцы", внутри этих модулей, простых, понятных безопасных и комфортных вместе уже строителями, проектировщиками, найдем, что сделать, чтоб школы были разнообразными". Первый замминистра образования Республики Саха (Якутия) Василий Петров отметил, что в условиях ресурсных ограничений вопрос организации школьной среды, отвечающей современным требованиям является сейчас особенно актуальным. Он сказал, что в республике Саха из 643 общеобразовательных школ 457 школ находится именно в сельской местности, и тема аварийных школ является для республики очень острой, хотя уже в течение последних именно, в период с 2008-го года идет активное строительство и примерно по замене ветхих и аварийных школ. Разработан ряд программ, направленных как на строительство, так и на ремонт и реконструкцию зданий. По словам Петрова, за период с 2001-го по 2008-й год введено в эксплуатацию 109 новых современных школ с применением новых технологий и строительных материалов. В этом году также планируется ввод новых десяти школ, а на период до 2011-го года в плане стоит еще ввод 20 школ. Объем капитальных вложений увеличивается по сравнению с объемом в 2001-м году, то в 2009-м году объем капитальных вложений увеличивается в 10 раз. Замминистра образования Республики Саха отметил, что особенностями разработанных и реализованных проектов школы является то, что они полностью отвечают современным требованиям. При строительстве используются современные строительные материалы и технологии, школы укомплектованы всем необходимым учебным и практическим оборудованием с применением компьютерной техники. Среди проблем, которые затрудняют организацию строительства, Петров назвал ограниченность финансовых ресурсов, обширные территории республики, суровые экстремальные климатические условия, низкая плотность населения, сложная финансовая система в связи с тем, что селения находятся в отдалении и в глухих местах. "По сегодняшней тематике хотелось бы сказать, что у нас действительно есть перечень типовых проектов школ, которые утверждены и рекомендуются для повторного внедрения, разрабатываются новые проекты по конкретным школам. Уже с 2004-го года действуют территориально-строительные нормы и правила, которые учитывают наличие малокомплектов школ сельской местности и другие региональные особенности. Таким образом, мы считаем, что набор типовых решений необходим для того, чтобы в условиях ресурсных ограничений мы имели возможность с помощью этих условных ресурсов именно укреплять материальную базу этих школ", – заявил Петров. Говоря о дизайне школ, Петров убежден, что несмотря на то, что применяются проекции повторного применения, индивидуальная особенность школ необходима. "Мы предлагаем Министерству образования и науки Российской Федерации выступить с инициативой проведения конкурса проектов для общеобразовательных школ в рамках Московского международного фестиваля зодчества. Также предлагаем провести всероссийский конкурс региональных и муниципальных программ организации общественного участия в строительстве, капитальном ремонте, реконструкции", – сказал он. "Архитектура школьного здания она связана с очень многими важными проблемами. Первая проблема – это проблема мебели, это проблема нормалей, то есть расстановки этой мебели, проблема качества, проблема технических средств и их использования", – сказала Татьяна Назарова. По ее словам, "если мы хотим сделать школу такой, которая пойдет на многие годы вперед, то она должна быть школой с универсальной, компактной организационной структурой. Обстановка меняется, возрастные составы все время подвержены изменению, мы не можем этого не учитывать". "У нас прекрасные архитекторы, прекрасные учителя, замечательные директора, которые сами достраивают типовые школы. Но это не государственный и не научный подход к проблеме, а я говорю сегодня о подходе государственном и научном. В основе всех этих изменений должны лежать ответственные педагогические обоснования, поэтому первая проблема, которую, мне кажется, нам надо решать, – это составление, разработка концепции нормы школам, в которой надо показать, что мы хотим иметь на выходе, что должны иметь дети", – заметила Назарова. "Мы видели сегодня очень красивые проекты. Но главный вопрос строительства таких школ – это вопрос: что мы хотим иметь на выходе. Что мы хотим сегодня, что мы захотим через 10 лет, при том, что это совсем не одно и то же, тем более, что через 10 лет захотим уже не мы", – сказал депутат Мосгодумы, учитель, поэт Евгений Бунимович. "Я недавно был на фестивале русского искусства в Венеции. Там есть замечательный русский павильон, который был построен Щусевым в 1913 году, он замечательный, только в нем невозможно показывать современное искусство. Что с ним делать, притом, что это памятник архитектуры, непонятно. И мы не получили первую премию в этом павильоне, и никогда ее не получим, потому что там даже выставить все то, что выставляется в других павильонах, которые больше похожи на ангары и сараи, просто невозможно. Центральный павильон – это просто арсенал. Там можно делать все, что угодно. Также точно, как не случайно, что Центр современного искусства в Москве сегодня – это "Гараж" или "Винзавод". Почти каждый год в Москве открывается театр, но когда на самом деле мы захотели построить тот театр, который соответствовал всем желаниям и возможностям любой труппы, был построен Центр Мейерхольда, просто куб, в котором все движется, все можно легко изменить. Потому что неизвестно, какой режиссер и что еще захочет там сделать. И именно там происходят все международные фестивали, и не только международные, но и наши", – отметил он. По его словам, "Даже учебник, очень хороший учебник нужно дорабатывать лет 5-7, чтобы он был окончательно готов. И в каждом новом индивидуальном проекте школы будут новые неточности, которые надо долго обтачивать для того, чтобы здание было удобно для школьников и учителей". "Мне кажется, что надо все-таки спуститься с небес на землю и понять, что, да, конечно, школы должны быть в чем-то индивидуальны. И их можно сделать с разными дизайнерскими решениями молодых архитекторов и художников школы отличными друг от друга на 1%. Поверьте, этого одного процента хватит, чтоб школы были очень разными по дизайну, но при этом простыми и удобными для детей". По мнению Евгения Бунимовича, наиболее оптимальна модульная система, ее преимущества очевидны и были очевидны еще при советской власти. "Когда мой старший брат получил квартиру в Ясенево, то через некоторое время стало ясно, что там нет места в детском саду. Но это было очевидно, что там, где получает квартиры молодежь, через какое-то время не будет места в детском саду. И нетрудно было понять, просто посчитать, через сколько лет не будет места в первом классе. Но никто этого не посчитал, и когда в районе построили детские сады, они были уже никому не нужны. Поэтому модульная система – не предмет спора, это предмет технологии и необходимости, абсолютно практическая, абсолютно простая приземленная вещь. А архитектор должен сделать так, чтобы такого рода приземленные вещи были позитивными, чтобы они были действительно открыты и приятны всем". Начальник развития и проектов Московской Высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская отметила, что степень общественного участия в создании школьных зданий за рубежом очень высока. "В одной из школ Ирландии нам говорили, что родители заложили собственные дома, чтобы построить здание, в котором их детям будет хорошо, но чаще всего постройка школьных зданий организуется на уровне муниципалитетов. Государство только выделяет деньги, а муниципалитеты организуют конкурс на самый лучший проект здания, и учитывается и экономическая составляющая, и удобство". По ее словам, – "пока мы будем находиться под железной пятой СанПинов (санитарных норм и правил – "Полит.ру"), нам будет очень трудно как-то разнообразить облик наших школ. Необходимо сделать так, чтоб появилась какая-то ассоциация директоров школ, которой министерство поручило бы оценивать очередной проект, иметь право окончательного вето. Потому что если здесь мы будем придумывать правила, а где-то далеко их выполнять, ничего хорошего так и не выйдет". Член Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Любовь Духанина так же считает, что при проектировании зданий нужно закладывать такие конструктивные решения, которые потом дадут возможность директорам менять все так, как они сочтут нужным. На заседании РОСРО говорилось и о том, что школьные здания, которые сейчас проектируются, будут функционировать не меньше пятидесяти лет, поэтому при проектировании нельзя ориентироваться на современные стандарты, надо исходить из анализа тенденции развития образования на длительный период времени. Так как никто не в состоянии сказать, какие идеи появятся через 10-15 лет, проектирование должно обеспечивать свободу творчества, должно обеспечивать возможность изменений в уже построенных школьных зданиях. "Ни в одной стране мира никто и никогда не отменил стандарты. Другой вопрос, когда мы восхищаемся планировками и прочими достоинствами зарубежных школ, то нужно помнить о том, что эти школы существуют в другой цивилизации, которая называется гражданским обществом, о котором мы можем пока только мечтать, – отметил один из участников.– Разве можно в такой стране как наша оставить архитекторов, заказчиков и власть без стандартов? Мы немного пожили без стандартов в 90-е годы и поняли, что стандарты нужны. Нужны обязательные стандарты требований по всем уровням школьного здания, начиная с вопросов пожарной безопасности и кончая освещением в школе. А типовые школы должны быть заменены рекомендательными проектами, отработанными по максимуму стандартов с возможностью развития в регионах". Другой точки зрения придерживается вице-президент Российской Академии Образования Виктор Болотов, назвавший СанПины "тормозом", и предложивший создать рабочую группу по СанПинам, которая бы включала различных специалистов и представителей общественности. "Одно из главных мест коррупции в системе образования – это выполнение так называемых СанПинов, директора школ это хорошо знают. Они нереальны и коррупциогенны", – заявил Болотов. Подводя итоги заседания РОСРО, Ярослав Кузьминов заметил, что для образования российского вопрос школьной среды очень болезненный еще и потому, что не решен еще вопрос зарплаты учителей. А если не решен этот вопрос, вопрос о размерах школьных помещений оказывается второстепенным. Говоря о школьном строительстве, ректор ГУ-ВШЭ подчеркнул – необходимо помнить о том, что школы, "если мы их рачительно, разумно построим, будут стоять до 2050-го года, если поторопимся – до 2035-го. Это большой срок, наши экономические проблемы уже уйдут, а неудобные здания останутся". "Классные занятия и лекции – это технологии XVII-XVIII века, все прогрессивные образовательные заведения от них отказываются и в ближайшие 10 лет ничего этого не будет. Надо разрабатывать не образовательные стандарты, а прогноз образовательной среды на 10-15-летнюю перспективу исходя из образовательных и социальных технологий", – сказал в заключение Ярослав Кузьминов.
Елена Савина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |