Интернет-портал интеллектуальной молодёжиhttp://ipim.ru/discussion/1738.html (версия для печати) | |
До 60 и старше21 октября 2010 16:32
Разговоры о повышении минимального возраста для пенсионеров ведутся на протяжении нескольких последних лет. Кризис резко уменьшил доходы бюджета, и беспрепятственно пополнять пенсионный фонд оказалось сложно. В результате после долгих прений решили покуситься на самое незыблемое – пенсионный возраст. В России (СССР) всеобщие пенсии по старости были введены чуть позже, чем в большинстве стран Западной Европы (первой здесь оказалась кайзеровская Германия, где стариков стали обеспечивать с 1889 года). В 1937 году пенсионное обеспечение было предоставлено всем городским рабочим и служащим страны Советов, а в 1956 году право на пенсию получили и крестьяне. Хотя с введением этой меры соцзащиты мы несколько отстали от Европы, в части условий ее получения законодательство СССР было одним из самых прогрессивных. Пенсионерам во многих сферах дозволялось не оставлять работу и получать наряду с пенсией еще и зарплату, а минимальный пенсионный возраст был установлен на весьма низком по тем временам уровне – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. С тех пор этот потолок не повышался. Сейчас, однако, обстоятельства изменились. Государство сетует на сокращение количества рабочих рук и старение населения, усугубленное ростом средней продолжительности жизни этого самого населения. Таким образом, пропорция работающих и неработающих будет в дальнейшем расти в пользу последних. В 2010 году в России насчитывается 30,7 миллиона людей пенсионного возраста, а всего через 2 года их станет 38 миллионов. Однако даже сейчас, когда пенсионеров сравнительно немного, государство уже сталкивается с нехваткой средств на выплату пенсий. Бюджет ПФР в последние годы стабильно выполняется с дефицитом. На 2011 год он запланирован в размере около триллиона рублей, или около 2,5 процента ВВП. Еще в прошлом году дефицит составлял лишь 600 миллиардов рублей. Если пенсии будут расти столь быстрыми темпами и дальше (а это весьма вероятно), то на бюджет будет падать все большая нагрузка. Нельзя сказать, чтобы правительство не пыталось побороть проблему другими мерами. В частности, со следующего года будет увеличена ставка страховых взносов, которые заменят единый социальный налог, с 26 до 34 процентов. Это должно расширить поступления в ПФР на несколько сотен миллиардов рублей. Однако не факт, что поступления вырастут на столько, на сколько хотят власти. Традиции выплаты зарплаты в конвертах никуда не делись и могут в связи с новыми ставками налогообложения восстановиться во многих сферах экономики. Кроме того, очевидно, что эта мера является временной – дополнительный доход государства всех трат не покроет. И чтобы привести систему в равновесие, придется вновь повышать налоги, что уже чревато массовым уклонением от них. Другие методы – софинансирование пенсий и пропаганда вложений в негосударственные пенсионные фонды – особых результатов не дают. Мешают тому две старые русские традиции – желание жить сегодняшним днем и надеяться на авось, а также принцип "не играйте с государством в азартные игры". Многие люди считают, что если уж и откладывать на спокойную старость, то лучше делать это самостоятельно, не кормя многочисленных чиновников или финансистов. И если поглядеть на развитие событий в нашей стране в последние лет 20-25, то язык не повернется назвать такую позицию безответственной. Таким образом, к повышению пенсионного возраста неизбежно вело все, что происходило в экономике России после кризиса. В определенный момент соответствующее решение правительству все равно придется принимать, хотя его популярность, мягко говоря, невысока (согласно опросам, пенсионный возраст согласны увеличить только 3 процента россиян). Утешением, хоть и сомнительным, в данной ситуации может послужить то, что не мы одни столкнулись с нехваткой пенсионных средств. Те же самые вопросы сейчас вызывают головную боль и у чиновников Западной Европы. О необходимости провести в жизнь крайне непопулярную меру уже заявили правительства сразу нескольких европейских стран. Наиболее близко к увеличению пенсионного возраста подошла Франция, где соответствующий законопроект (увеличивающий минимальный возраст с 60 до 62 лет) уже прошел нижнюю палату парламента. Политические партии, несмотря на все идеологические расхождения, по такому вопросу сумели договориться друг с другом. Впрочем, то же самое можно сказать и о простых гражданах, с той лишь разницей, что их мнение об этой проблеме оказалось полностью противоположным. Францию уже захлестнули массовые акции протеста. В результате правительство серьезно обеспокоилось и заявило о готовности пойти на уступки – в частности, снизить пенсионный возраст для многодетных матерей и других социально незащищенных слоев населения. Но удовольствуется ли французский народ, с его бунтарским духом, такими мелочами – сказать сложно. В России по ряду причин столь массовые акции протеста (во Франции на улицы вышли миллионы людей всех возрастов) пока маловероятны. Однако если недовольство все же будет проявлено, пусть и в меньших масштабах, то властям, вероятно, придется задуматься. Ситуация в любом случае похожа на ту, из которой без потерь выбраться нельзя. Между тем, не все в России считают, что повышение возраста выхода на пенсию является решением вопроса. К примеру, в профильном Минздравсоцразвития уверены, что этот шаг лишь будет способствовать росту дефицита в долгосрочной перспективе. Так, если бы пенсионный возраст мужчин был повышен до 65 лет уже сейчас, то к 2015 году отрицательный баланс ПФР сокращался бы на 82 миллиарда рублей в год. Однако уже через пять лет он вновь начал бы увеличиваться ежегодно почти на 200 миллиардов.
Дмитрий Мигунов
источник:
|