Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/news/3399.html (версия для печати)

  Новости

"Россия" приняла полярную эстафету

07 октября 2010 15:52

Иллюстрация с сайта www.rosbalt.ru
Иллюстрация с сайта www.rosbalt.ru
Ледокол "Россия" и научно-экспедиционное судно Росгидромета "Академик Федоров" вновь встретились в Арктике. Летом 2007-го они вместе ходили на Северный полюс, где впервые в истории глубоководные аппараты "Мир" погрузились там, где сходятся все земные меридианы, на глубину свыше четырех километров.

Та экспедиция Артура Чилингарова взбудоражила весь мир. Российские полярники поставили флаг своей страны в точке полюса на дне океана, на богатства которого претендуют почти все приарктические государства.

Но, к сожалению, национальным флагом подводные территории сегодня не застолбить. Нужны очень четкие научные доказательства того, что подводные территории, в частности огромные, пересекающие океан хребты Менделеева и Гаккеля, являются продолжением российского шельфа.

Чтобы это доказать, Россия предпринимает в последние годы научные экспедиции. Самая мощная — нынешняя "Шельф-2010", предпринятая для съемки рельефа дна Северного Ледовитого океана и определения границ континентального шельфа России. Ее цель – получить материалы, соответствующие требованиям международного стандарта съемки рельефа дна Комиссии ООН по границам континентального шельфа.

В море Лаптевых состоялась символическая передача эстафеты между двумя российскими полярными экспедициями.

"Академик Федоров", пройдя под командованием капитана Валерия Викторова около 16 тысяч миль, сейчас заканчивает работу. В сопровождении атомного ледокола "Ямал" 8 сентября он достиг самой северной на земле точки – Северного полюса.

"Мы исследовали строение дна в районе двух гигантских арктических хребтов – Ломоносова и Менделеева. Первый из них уходит от Новосибирских островов в сторону полюса на 2 тысячи километров, а хребет Менделеева на полторы тысячи", – рассказал начальник научно-оперативного отряда экспедиции "Шельф-2010" Сергей Фролов. С ним мы не раз ходили к полюсу. В 2005-м на том же "Академике Федорове" впервые на транспортном судне достигли полюса без помощи ледокола.

Во время нынешней экспедиции Сергей Фролов одиннадцатый раз в жизни побывал в точке полюса. Он говорит, что в этом году ледовая обстановка в центре Северного Ледовитого океана совсем не сложная – лишь изредка встречались поля многолетнего льда толщиной до трех метров.

Это упростило путь экспедиции "Шельф-2010", но зато усложняет задачу нашей экспедиции на "России". Видимо, непросто будет найти прочную льдину для новой дрейфующей станции.

На борту "Академика Федорова" смонтирована уникальная аппаратура для съемки океанического дна – многолучевой эхолот, позволяющий получать данные о строении дна на глубинах до 6 тысяч километров. Таких глубин в Северном Ледовитом океане нет. Но участникам рейса – а это свыше семидесяти специалистов из ведущих океанологических и геологических научно-исследовательских организаций России – удалось уточнить многие глубины. Иногда расхождения с теми глубинами, которые помечены на картах, достигали тысячи метров.

Новейший многолучевой эхолот, только портативный, весом около 120 килограммов, будет работать и на дрейфующей станции "СП-38".

"Мы активно собираем как можно больше научных данных о строении дна Северного Ледовитого океана, — сказал начальник экспедиции на атомном ледоколе "Россия", специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров. – Я надеюсь, что благодаря активизации научных исследований в полярных широтах, нашей стране удастся уже в 2013 году подать в ООН очень весомую с научной точки зрения заявку и доказать, что огромные и богатые пространства Северного Ледовитого океана являются продолжением российского континентального шельфа".

Короткой – всего чуть больше двух часов – была встреча двух полярных судов в море Лаптевых. "Академику Федорову" надо уже спешить в Архангельск, а затем в Петербург, чтобы уйти к другому полюсу нашей планеты. А "Россия" торопится на северо-восток, к Восточно-Сибирскому морю, где к северу от острова Врангеля в ближайшие дни начнутся поиски прочной льдины для очередной российской дрейфующей станции – "Северный полюс-38".

Владимир Стругацкий

источник: Росбалт