Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/news/2932.html (версия для печати)

  Новости

16 февраля 2010 года состоялась IV Всероссийская научная конференция "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога"

04 марта 2010 19:13

Участники конференции. Фото с сайта http://www.ssa-rss.ru
Участники конференции. Фото с сайта http://www.ssa-rss.ru
16 февраля 2010 года в ГУ-ВШЭ состоялась IV Всероссийская научная конференция "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога", посвященная памяти первого декана факультета социологии ГУ-ВШЭ Александра Крыштановского.

Организаторами конференции выступили кафедра методов сбора и анализа социологической информации факультета социологии ГУ-ВШЭ, Российское общество социологов и Институт социологии Российской академии наук (РАН).

В процессе выступлений были затронуты следующие вопросы:

Новые разработки в области методов сбора и анализа социологических данных.
Проблемы внедрения современных западных технологий.
Проблемы внедрения отечественных достижений.
Проблемы преподавания методных дисциплин студентам-социологам.

На Конференции был принят Меморандум, который имеет большое значение для развития социологии в России, в частности, для молодых ученых-социологов.

МЕМОРАНДУМ

Участники IV Конференции памяти Александра Олеговича Крыштановского "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога" выражают благодарность факультету социологии ГУ-ВШЭ, ИС РАН и РОС, за организацию данной конференции.

Участники конференции констатируют, что на конференцию было принято 109 тезисов докладов, написанных 149-ю авторами, представлявшими 24 субъекта РФ (99 тезисов), Украину (6), Беларусь (2), Армению (1), США (1). Доклады показали, что участниками конференции ведется активная работа в области использования и развития современных методов социологических исследований и обучения им студентов. У российских социологов и коллег из ближнего зарубежья имеется стремление к активизации научных связей.

В то же время сохраняется значительное отставание российской социологии от мировой науки в области использования и разработки современных методов сбора и анализа социологической информации, моделирования социальных явлений. Так, при сборе данных редко используются тонкие методы шкалирования, методы сбора данных с помощью измерения близостей, использования методов парных сравнений, сравнений в триадах и т.д. Отстает Россия и в области качественных методов сбора данных. При анализе данных используются лишь некоторые возможности SPSS. Очень медленно внедряются другие программные продукты и прочие методы – разные алгоритмы анализа текстов, интеллектуального анализа данных и т.д. Моделирование социальных процессов остается уделом довольно узкой группы специалистов.

Между тем на Западе развитие методного арсенала социолога происходит гораздо быстрее, чем в России. Бурный рост вычислительных возможностей привел к развитию и широчайшему использованию современных методов data mining, теории искусственного интеллекта и даже такой ветви науки, как Computational sociology.

Современная российская социология могла бы внести свой вклад в развитие методов анализа данных за счет возрождения и развития отечественных заделов в области социологических методов, созданных в 1970-1990 гг. Среди них немало весьма продуктивных и конкурентноспособных даже сегодня.

Отставание в области методов анализа данных зачастую не дает возможности при проведении исследований добиться того качества получаемого знания, которое может обеспечить современная наука. Этим во многом объясняется неготовность российских социологов к участию в крупных международных сравнительных исследованиях, отсутствие публикаций в международных журналах, описательность многих публикаций.

Основными причинами создавшегося положения являются:

наличие известного противопоставления теоретического и эмпирического в социологии, склонность к вербальному теоретизированию, либо к нерефлексирующему эмпиризму вместо разумного сочетания теоретического и эмпирического на основе грамотного применения методов;
слабый уровень обобщения и внедрения в практику работы широких кругов социологов методических наработок ведущих российских социологических центров;
низкий уровень подготовки социологов – выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры отечественных вузов;
нехватка в стране преподавательских кадров в области методов социологического исследования.
Исходя из вышесказанного, участники IV Конференции памяти А.О.Крыштановского "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога" обращаются к руководителям исследовательских учреждений РАН, профильных академических журналов, вузовских факультетов и кафедр, профессиональных социологических обществ и ассоциаций исследователей общественного мнения и маркетологов (РОС, СОПСо, ОИРОМ и др.) с призывом стимулировать:

активное обсуждение на конференциях, на страницах периодической печати, в Интернете роли методов в социологическом исследовании, проблемы связи эмпирического и теоретического в социологическом исследовании;
роли математического языка в социологии;
опыта лучших российских социологов по разработке методологии проведения реальных социологических исследований, обобщения этого опыта и широкого внедрения в практику реальных исследований.
Необходима организационная и финансовая поддержка разработки учебных программ, а главное – учебно-методических комплексов по методам для студентов-социологов для использования в бакалавриате и магистратуре, перевод лучших зарубежных учебных работ.

Следует создать соответствующий научно-издательский совет, разработать план изданий литературы по методам социологического исследования (переводы, коллективные монографии, методические и учебные пособия, учебники, хрестоматии, альманахи, работы классиков в области эмпирических исследований), найти спонсоров. Осуществлять регулярные публикации с обзором новейших достижений отечественных и зарубежных исследователей в области социологических методов.

Следует продумать меры поддержки "лучшего опыта" в области преподавания методных дисциплин, создания и развития школ в данной области (магистерские программы и т.п.)

Актуальнейшей задачей является организация повышения квалификации вузовских преподавателей в области методов, направление лучших молодых специалистов на различные формы краткосрочного и долгосрочного обучения в лучшие зарубежные Центры.

Участники конференции обращаются к ГУ-ВШЭ, ИС РАН и РОС с предложением:

Подготовить и провести Всероссийскую конференцию по методам сбора и анализа социологических данных с международным участием (МСА, WAPOR и др.)

источник: Российское общество социологов