Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/news/1872.html (версия для печати)

  Новости

Каждому – по труду

11 июля 2008 04:12

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
С 1 декабря в России изменится система начисления зарплат бюджетникам: единая тарифная сетка и 18 разрядов будут упразднены. В результате врачам, учителям и работникам культуры придется свою зарплату действительно отрабатывать, а не просто отсиживать условно обязательные восемь рабочих часов.

В учреждениях здравоохранения, образования и культуры заняты около 3 млн человек, и с каждым годом их становится все больше. Только за прошлый год количество работников образования увеличилось на 1,8%, здравоохранения — на 7,9%, сферы развлечений и спорта — на 1,3%.

Ни для кого не секрет, что как правило рабочий день бюджетника сводится к ритуальному распитию чая, интенсивному курению и вялой имитации кипучей деятельности. КПД от такого "насыщенного" рабочего невысок. Ситуация не устраивает ни государство, ни налогоплательщиков. Поэтому встает вопрос даже не столько об обеспечении достойной зарплаты, сколько об эффективном менеджменте. А существующая единая тарифная сетка оплаты труда не способствует ни тому, ни другому.

Разработчики новой системы предлагают следующее: к началу осени большинство отраслевых документов по оплате труда, необходимых для старта "зарплатной реформы", должны быть приняты и подписаны. С 1 сентября начнется первый этап, когда каждый работодатель должен будет приступить к заключению индивидуальных трудовых договоров со своими работниками. Если все будет сделано в срок, с 1 декабря базовая часть "получки" в среднем составит 70% (включая оклад и надбавки за уровень образования, сложность и особые условия работы), а 30% составят всевозможные бонусные доплаты.

"Наша задача — перейти к новой парадигме оплаты труда, чтобы научить каждого работника зарабатывать деньги, а не получать их", — прокомментировал суть внесенных на рассмотрение правительства поправок к постановлению о заработной плате работников бюджетной сферы замминистра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов. Пока же в России действует обратный принцип: на грошовый оклад "нанизываются" сотни самых разных бонусов – от платы за выслугу лет и вредность, до надбавок за службу в определенной отрасли и регионе. При этом зарплата бюджетника по-прежнему остается синонимом бедности, а о качестве услуг бюджетных учреждений вообще речи не идет.

"Основная новация в том, что оклад — это базовая гарантия работнику, а вот применение всевозможных повышающих коэффициентов — это отзывное обстоятельство", — сообщил Сафонов.

Предлагаемые поправки основываются на двух принципиально важных моментах. Это, во-первых, максимальная степень свободы руководителя в определении размеров зарплаты каждого конкретного сотрудника. Во-вторых, переход к формированию бюджетных обязательств государства в виде лимитов и отказ от классического штатного расписания. Таким образом, каждый руководитель, получая в свое распоряжение зарплатный фонд, имеет возможность устанавливать вознаграждение сотруднику в зависимости от фактически выполненной работы, а значит, стимулирует его к увеличению производительности.

Конечно, у любого начальника может возникнуть соблазн определить себе зарплату в размере, скажем, 80% зарплатного фонда, а остатки распределить между сотрудниками. Но тут включается технология так называемой "защиты от дурака". Каждый руководитель хоть и свободен в установлении максимальных размеров вознаграждения для своих людей, но все же обязан учитывать ряд моментов.

Первичная дифференциация оплаты устанавливается на основании уровня образования. И здесь традиционно выделяется 4 основных категории — "нет специального образования", "начальное", "среднее" или "высшее профобразование". Ко всем группам, кроме первой, применяется повышающий коэффициент, учитывающий сложность трудовых функций. Проще говоря, работа учителя математики сложнее работы учителя труда, а врач-нейрохирург несет большую ответственность, чем участковый терапевт или сельский фельдшер.

А вот что касается компенсационных надбавок (например, за труд в ночное время, или за вредность), то их имеет смысл начислять только в том случае, если человек действительно работает ночью, а не потенциально может работать. И здесь тоже предлагаются законодательные новации: если при использовании единой тарифной сетки подобные доначисления были инструментом индексации зарплаты, а чтобы увеличить свой доход люди должны были занять еще какую-нибудь должность, то новая система этого не допускает. "Можно иметь 10 дипломов, звание академика и прочие регалии, но нанимаясь на работу гувернером, работник будет получать деньги только за это. Работодатель платит за реально оказанные услуги, и не обязан доплачивать за неиспользуемые таланты своего сотрудника", — заметил Сафонов.

Кроме того, работодатель вправе дополнительно применять или не применять стимулирующие надбавки. Пока критериев для начисления таких доплат нет, но раз каждая услуга имеет свою стоимость, то ничто не мешает работодателю договориться с работником о вознаграждении за работу сверх плана. И это тоже большое новшество.

Так что бюджетникам недолго осталось жаловаться на бедность и плохие условия труда. Скоро многое будет зависеть от них самих. Возможно, это ознаменует начало новой эпохи в бюджетной сфере, да и во всем обществе. Лично заинтересованные сотрудники, как известно, работают лучше.

Мария Румянцева

источник: Росбалт