Интернет-портал интеллектуальной молодёжиhttp://ipim.ru/grants/637.html (версия для печати) | |
IX ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия – ХХ век"22 октября 2007 22:21область знаний:
название: IX ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия – ХХ век" учредители:
срок предоставления заявки: 10 января 2008 адрес предоставления заявки: контакты:
ссылка: сайт с информацией дополнительно:
Общая тема конкурса 2007-2008 гг. – судьба человека в российской истории ХХ века – может быть конкретизирована в одной из более частных тем: Работа может быть посвящена и любой другой теме, отвечающей общей идее конкурса. Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века. Результаты прошедших конкурсов показали, что наибольшее количество присланных работ посвящено истории семьи. Это естественно – ведь именно через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны. Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и разнообразная тема, которая заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу. Важно, чтобы будущие участники конкурса обратили внимание на тему свои – чужие, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая этой темой, постарайтесь изучить исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказывался "чужим"– в вашем городе или деревне – в ту или иную эпоху. Интересный и малоисследованный аспект темы "свои – чужие" – история российских и восточноевропейских евреев. Изыскания в этой области – истории конкретных людей, общин и даже зданий, помогут вам узнать много нового об этой стороне российской истории, до сих пор очень мало изученной и полной мифов. Лучшие работы на эту тему будут отмечены специальными призами. Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса – улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами. В рамках основных направлений конкурса в этом году вниманию участников предлагается также новая тема – "Гражданин и армия", объявленная при поддержке Европейской Комиссии в РФ. Эта тема призвана привлечь внимание конкурсантов к изучению прошлого и настоящего российской армии, содействуя воспитанию в сегодняшних молодых людях сознательного отношения к одной из непростых тем в жизни российского общества. Три конкурсные работы, посвященных судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования) будут награждены специальными премиями им. Василия Гроссмана, учрежденными Исследовательским Центром "Жизнь и судьба" (Италия, Турин). Василий Гроссман – один из крупнейших российских прозаиков ХХ века. Главная тема его произведений – жизнь и судьба российских людей наиболее близка задачам нашего конкурса. Максимальный объем исследовательских работ – не ограничен, минимальный объем – 7 страниц. Жюри не оценивает работы не отвечающие теме конкурса. Работа может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях. Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли. Мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео– или электронных вариантах. Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий. Лучший видеофильм будет отмечен специальным призом жюри.
Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:
Следует также приложить краткое содержание работы. Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить. Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника. Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2008 года. Авторов 40 лучших работ пригласят в Москву для подведения итогов конкурса. Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2008 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов. Наставники, активно участвовавшие в конкурсе, осенью 2008 года будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре. Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте. Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике "Человек в истории", в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.
Запрос на получение методических и информационных материалов в помощь участникам конкурса можно присылать до 15 ноября 2007 г. (материалы высылаются бесплатно).
|