Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/grants/637.html (версия для печати)

  Гранты и конкурсы

IX ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия – ХХ век"

22 октября 2007 22:21

область знаний:

  • история
  • политология
  • психология
  • социология
  • филология
  • философия

название: IX ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия – ХХ век"

учредители:

  • Международное историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал"

срок предоставления заявки: 10 января 2008

адрес предоставления заявки:
127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал, "На школьный конкурс"

контакты:

  • Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 18.00),
  • Факс: (495) 609-06-94
  • E-mail: konkursmemo.ru

ссылка: сайт с информацией

дополнительно:
Международное историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал", Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева, Союз краеведов России,
Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета объявляют IX ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия – ХХ век".

Общая тема конкурса 2007-2008 гг. – судьба человека в российской истории ХХ века – может быть конкретизирована в одной из более частных тем:
1. История семьи
2. Личность и общество
3. Человек и власть
4. Человек и малая родина
5. Повседневная жизнь российских поколений
6. Свои – чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения

Работа может быть посвящена и любой другой теме, отвечающей общей идее конкурса.

Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века.

Результаты прошедших конкурсов показали, что наибольшее количество присланных работ посвящено истории семьи. Это естественно – ведь именно через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны.

Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и разнообразная тема, которая заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Важно, чтобы будущие участники конкурса обратили внимание на тему свои – чужие, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая этой темой, постарайтесь изучить исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказывался "чужим"– в вашем городе или деревне – в ту или иную эпоху.

Интересный и малоисследованный аспект темы "свои – чужие" – история российских и восточноевропейских евреев. Изыскания в этой области – истории конкретных людей, общин и даже зданий, помогут вам узнать много нового об этой стороне российской истории, до сих пор очень мало изученной и полной мифов. Лучшие работы на эту тему будут отмечены специальными призами.

Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса – улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.

В рамках основных направлений конкурса в этом году вниманию участников предлагается также новая тема – "Гражданин и армия", объявленная при поддержке Европейской Комиссии в РФ. Эта тема призвана привлечь внимание конкурсантов к изучению прошлого и настоящего российской армии, содействуя воспитанию в сегодняшних молодых людях сознательного отношения к одной из непростых тем в жизни российского общества.

Три конкурсные работы, посвященных судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования) будут награждены специальными премиями им. Василия Гроссмана, учрежденными Исследовательским Центром "Жизнь и судьба" (Италия, Турин). Василий Гроссман – один из крупнейших российских прозаиков ХХ века. Главная тема его произведений – жизнь и судьба российских людей наиболее близка задачам нашего конкурса.

Максимальный объем исследовательских работ – не ограничен, минимальный объем – 7 страниц. Жюри не оценивает работы не отвечающие теме конкурса. Работа может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.

Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.

Мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео– или электронных вариантах. Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий. Лучший видеофильм будет отмечен специальным призом жюри.

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:
фамилию, имя и отчество автора (полностью),
адрес автора и школы с почтовым индексом,
класс и номер школы, телефон (автора и школы).
Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью).

Следует также приложить краткое содержание работы. Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.
Желательно прислать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ).
Документы, фотографии, аудио– и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.

Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2008 года. Авторов 40 лучших работ пригласят в Москву для подведения итогов конкурса. Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2008 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.

Наставники, активно участвовавшие в конкурсе, осенью 2008 года будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике "Человек в истории", в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.

Запрос на получение методических и информационных материалов в помощь участникам конкурса можно присылать до 15 ноября 2007 г. (материалы высылаются бесплатно).