Интернет-портал интеллектуальной молодёжиhttp://ipim.ru/events/3934.html (версия для печати) | |
Международный интеллектуальный форум "Чтение на Евразийском перекрестке"28 января 2010 19:16место проведения: Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинская областная универсальная научная библиотека области знаний:
тип мероприятия: форум статус мероприятия: международное название: Международный интеллектуальный форум "Чтение на Евразийском перекрестке" организаторы мероприятия:
контингент участников:
окончание регистрации: 28 марта 2010 начало мероприятия: 27 мая 2010 возможность публикации: тезисы контакты:
ссылка: сайт с информацией дополнительно:
(рабочий вариант, который будет доработан в соответствии с заявками участников конференции) Евразийская специфика культуры Южного Урала. Проблема создания единого информационного и культурного пространства. Особенности выявления евразийской специфики в протекании культурных процессов на Урале и прилегающих территориях. Роль национальных культурных центров, религиозных организаций, религиозных учебных заведений в развитии чтения национальных диаспор. Заседание 2."Чтение, его развитие и поддержка как мировая проблема ХХI века".
Переосмысление функций чтения в современных социокультурных условиях. Государственная поддержка чтения как инструмент социально ориентированной политики. Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения в России; итоги трех с половиной лет и перспективы. Поддержка и развитие чтения в России как элемент федеральной и региональной культурной политики. Центры организации, поддержки и исследования чтения на Евразийском пространстве. Заседание 3. "Читателеведение сегодня: наука в кризисе?". Наука о чтении сегодня. Особенности развития науки о чтении в центре Евразии. Востребованность читателеведческих знаний в современной социокультурной ситуации. Перспективные теоретические подходы к изучению читательской деятельности в современной методологической и социокультурной ситуации. Современный читатель как композитная фигура (пользователь, потребитель, реципиент и т. д.). Перспективы создания общей теории чтения. Социология чтения: поиски последних лет. Современное состояние психологии чтения. Библиотерапия. Читателеведческая подготовка современных специалистов книжно-информационного дела; потребности практики и возможности вузовских образовательных стандартов третьего поколения. Заседание 4. "Чтение в книжно-информационных потоках Евразийского пространства: перемена участи?".
Метаморфозы чтения в условиях взаимодействия современных коммуникативных средств. Электронные издания, сетевая литература и литература на бумажных носителях: конфликт, взаимодействие, трансформация культур? Традиционное чтение и восприятие электронного текста: общее и особенное. Специфика бытования и восприятия электронного издания. Электронное издание в образовательной деятельности как стимул развития читательской активности: границы применения. Формирование корпоративной информационной системы образовательного учреждения и ее роль в развитии чтения. Заседание 5. "Чтение литературы отраслевой тематики: преодоление трудностей". Чтение быстрое, рациональное, эффективное: мифы и реальность. Трудности чтения, проблема их осознания и преодоления. Поиски научной основы повышения эффективности чтения текстов отраслевой тематики. Возможности стратегиального подхода к чтению. Территория образования – территория чтения. Особенности использования чтения в образовательной деятельности. Школа, ССУЗ и ВУЗ в развитии чтения: проблема преемственности. Роль вузовской и школьной библиотек в стимулировании читательской активности. Особенности развития международного проекта "Школа, где процветает грамотность" на Урале. Заседание 6. "Художественная литература как средство развития интеллектуального, нравственного, речевого развития личности".
Художественная литература в ХХI веке: жанрово-тематическое и идейное своеобразие. Взаимовлияние литератур на евразийском пространстве. Перспективные подходы к изучению литературно-художественных текстов и их функционирования в социальном пространстве. Стимулирование чтения художественной литературы в образовательных заведениях. Заседание 7. "Современная библиотека как традиционный институт книги и чтения в вихревом потоке коммуникаций". Культурная миссия современной библиотеки как универсума. Библиотека в едином коммуникационном пространстве; её роль в развитии чтения. Центры чтения при библиотеках как институты поддержки чтения. Современные приёмы библиотечного стимулирования читательской активности. Библиотечные сайты как инструмент развития чтения. Особенности изучения читателей в условиях библиотек. Библиотечная журналистика как средство поддержки и стимулирования читательской активности. Заседание 8."Детская библиотека как островок толерантности". Толерантность как базовая идеология детской библиотеки. Детская библиотека как предельно открытое, гостеприимное, объединяющее учреждение. Снятие религиозных, национальных и социальных барьеров в организации чтения в детской библиотеке. Отражение толерантной природы детской библиотеки в комплектовании фондов, создании условий для чтения. Современные особенности стимулирования читательской и информационной активности в детских и юношеских библиотеках. Заседание 9. "Отражение евразийской мультикультуры в детско-юношеском чтении". Особенности изучения детско-юношеского чтения в Евразии. Национальное и интернациональное в чтении детей и юношества. Национальная ментальность и чтение. Влияние детского чтения на преемственность национальных традиций. Особенности чтения юных читателей на Южном Урале. Современные представления взрослых организаторов детского и юношеского чтения о чтении подрастающего поколения; влияние этих представлений на книгоиздание и книгораспространение. Роль издательских и книготорговых центров в развитии евразийского мышления детей и юношества. Особенности издания и распространения детско-юношеской национальной книги в Евразии. Заседание 10. "Издатель, книгораспространитель и читатель: пульсирующий треугольник". Проблемы современного книгоиздания на евразийском пространстве. Основные приоритеты и тенденции книгоиздательской и книготорговой политики в Евразии начала ХХI столетия. Издание и распространение книги в Урало-Сибирском регионе. Читатель-покупатель-потребитель печатной продукции в системе маркетинговых исследований. "Ориентация на клиента" (читателецентризм) как прогрессивная идеология книжного бизнеса. Представления о читателе-покупателе-потребителе как пусковой механизм книгоиздания и книгораспространения. Некоммерческая составляющая книгоиздательской деятельности: традиции и специфика евразийского опыта. Партнёрское взаимодействие книгоиздательских и книготорговых организаций с библиотеками, образовательными, воспитательными и общественными организациями, СМИ в деле поддержки чтения.
2. Круглые столы Вопросы для обсуждения:
– Мировой бестселлер как явление культуры ХХI века; Возможно проведение круглого стола, посвященного детскому бестселлеру. 2.2. Тема "Роль книжного бизнеса в поддержке и развитии чтения".
– Своеобразие культуры предпринимательской деятельности в книжном деле Евразии; 2.3. Тема "Медийная поддержка чтения"
– Роль современных медийных средств в поддержке чтения; 2.4. Тема: "Молодые – о молодежном чтении"
– чтение и книга: проблема присутствия в молодежной субкультуре ХХI века; 3. Книжная ярмарка На книжной ярмарке планируется широкомасштабная продажа книг издательств Урало-Сибирского региона. Предполагаются также и мероприятия некоммерческого и благотворительного характера: встречи с писателями, издателями, выдающимися читателями, конкурс на лучшую книгу в Урало-Сибирском регионе по разным номинациям, тематические выставки книг "Мы живём на границе", "Южный Урал: культура мирной жизни" и др. Запланированы мастер-классы в виде демонстрации наиболее интересных библиотечных мероприятий по пропаганде книги и чтения, акции "Книга – дважды" (одну книгу своему ребёнку, вторую – детдомовскому), "Подари ребёнку книгу" (бесплатная раздача книг) и т. д. Обязательным элементом книжной ярмарки должна быть выставка "Поддержка и развитие чтения на Евразийском пространстве", на которой будут представлены книги, газетно-журнальные статьи, учебно-методические, научно-методические, программные, проектные, рекламные и иные материалы. Один из разделов будет посвящен деятельности ЧГАКИ в этом направлении.
4. Выставка дизайн-проектов библиотечных зданий "Библиотека – пространство для чтения". В проектах должен быть сделан акцент на том, что библиотека – не просто вместилище книг и помещение для осуществления определенных функций библиотечными сотрудниками, а пространство, предельно гостеприимное для читателей, интеллектуального труда и общения, своего рода "общественный рай", "библиотека мечты". Возможен конкурс студенческих проектов. Выставка может быть элементом праздника "День библиотек" (27 мая). 5. Праздник "День библиотек" (27 мая).
В праздновании "Дня библиотек" предлагается сделать акцент на ЧИТАТЕЛЕ как центральной фигуре библиотечного дела, потребностям, запросам, интересам и удобствам читателя должно быть посвящено все библиотечное пространство и усилия профессионального библиотечного сообщества. Один из вариантов девиза праздника: "Библиотека – общественный рай!".
|