Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/710.html (версия для печати)

  Дискуссии

"Федерализация" вузов

15 августа 2008 02:51

Фото с сайта www.newsru.com
Фото с сайта www.newsru.com
В начале мая текущего года президент Дмитрий Медведев подписал указ "О федеральных университетах", закрепивший процесс формирования сети крупных вузов в целях интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности. Сегодня функционируют два таких научно-образовательных комплекса — Сибирский и Южный федеральные университеты, созданные в 2006 году в рамках национального проекта "Образование". А всего их предполагается семь — по числу федеральных округов РФ.

Порядок организации и правомочия федеральных университетов, принципы разработки их образовательных программ должен определить федеральный закон, проект которого готовится для предоставления в Государственную думу. Пока соответствующий закон не принят, рассмотрим на примере двух функционирующих федеральных университетов, какие правовые аспекты могут возникнуть в процессе создания последующих научно-образовательных комплексов с учётом норм действующего законодательства.

Учреждение федерального университета

Функционирующие в настоящее время федеральные университеты были созданы по единой схеме: путём присоединения ряда вузов соответственно Сибирского и Южного федеральных округов к определённому базовому университету. В результате такой реорганизации появились два новых юридических лица — федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Соответствующие процедуры закреплены распоряжениями Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 1518-р и от 23 ноября 2006 года № 1616-р.

Несмотря на то, что ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не выделяет в отдельный вид вузов федеральный университет, данное образование не противоречит этому закону и подпадает под его действие.

В случае присоединения юридических лиц к другому юридическому лицу, согласно статье 58 ГК РФ, к последнему переходят права и обязанности присоединённых юридических лиц в соответствии с передаточными актами. Данное положение распространяется и на федеральное имущество, закреплённое за присоединяемыми учреждениями. Оно также подлежит передаче в оперативное управление федеральному университету. Скорее всего, новые федеральные университеты также будут создаваться путём присоединения отдельных вузов и научных организаций к университетам, имеющим наиболее усовершенствованную образовательную, научно-техническую и материальную базу.

Неясными пока остаются два момента. Первый касается определения базового вуза и, в частности, того, какие параметры будут приоритетными при выборе платформы для создания федерального университета — имеющаяся научная, образовательная или материальная базы, человеческий фактор, в том числе статус ректора вуза, прочие. Будут ли эти критерии как-то закреплены законодательно или же останутся только на уровне практики? Будет ли процедура выборов базового вуза конкурсной?

Какие параметры будут приоритетными при выборе платформы для создания федерального университета — имеющаяся научная, образовательная или материальная базы, или же это будет конкурс человеческого фактора — отчасти должен определить новый закон

Второй момент касается организационно-правовой формы вновь созданного федерального университета. В настоящее время обсуждается возможность преобразования Сибирского и Южного федеральных университетов в автономные учреждения. В этом случае они получат более широкие возможности по распоряжению имуществом (за исключением недвижимого и особо ценного движимого), смогут привлекать заёмные средства, а также будут более свободны в распоряжении внебюджетными доходами. Аналогичное предложение о создании новых федеральных университетов в форме автономных учреждений высказывается и разработчиками законопроекта.

Единственный минус состоит в том, что практика функционирования автономных учреждений ещё только нарабатывается.

Оптимизация структуры и кадров

Одной из целей реорганизации учреждения является оптимизация его кадрового состава, которая, в свою очередь, может предполагать сокращение неквалифицированных и неэффективных работников. В рамках действующего законодательства реализовать эту задачу работодателю оказывается не всегда просто.

Во-первых, согласно статье 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчинённости) организации или её реорганизация (в том числе присоединение) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Лишь в случае отказа работника от продолжения работы в новых условиях трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом шестым статьи 77 ТК РФ. Также при проведении процедуры реорганизации и вытекающих из неё изменений штатного расписания и численности кадрового состава работодатель обязан уведомить каждого работника под роспись о предстоящих изменениях не позднее чем за два месяца до их начала.

Во-вторых, новый работодатель обязан обеспечить работой сотрудников присоединяемой организации. предложив имеющиеся у него вакансии. Не всегда при создании нового юридического лица (в том числе в процессе реорганизации) увеличивается численность его штатного состава и количество вакантных должностей (или же они сохраняются в том же составе, в котором существовали до момента реорганизации), а это означает, что на одни и те же позиции могут претендовать как сотрудники присоединяемой организации, так и базовой. Помимо этого возможны ситуации, когда в базовой организации будет исключён ряд штатных единиц, существующих до момента реорганизации, а следовательно, сократится и число потенциально свободных вакансий для переводимых сотрудников.

В-третьих, при проведении процедуры сокращения численности кадрового состава необходимо принимать во внимание положения статьи 179 ТК РФ, определяющей, каким работникам принадлежит преимущественное право на оставление на работе в случае сокращения. И здесь, помимо квалификационного критерия, имеют значение социальные гарантии, которые должен обеспечить работодатель, к примеру, лицам, имеющим иждивенцев или понёсшим профессиональные увечья.

Федеральные университеты сейчас функционируют в форме госучреждений, что существенным образом ограничивает круг их правомочий, и не позволяет в полной мере реализовать все поставленные перед ними задачи. Одним из решений данной проблемы является создание федеральных вузов в форме автономного учреждения

Таким образом, для нового работодателя возникает двойственная ситуация: с одной стороны, реорганизация может являться основанием для расторжения трудового договора, с другой, она не является гарантированным способом сокращения неквалифицированных кадров.

Переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации

В соответствии с положением "О лицензировании образовательной деятельности", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года № 796, при реорганизации обладателя лицензии без изменения организационно-правовой формы и других изменениях, не приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, лицензия подлежит переоформлению в установленном порядке.

Положение "О государственной аккредитации высшего учебного заведения", утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 года № 1323, предусматривает, что в случае ликвидации или реорганизации вуза (слияния, присоединения, разделения, выделения), изменения его организационно-правовой формы и (или) статуса аккредитация вуза утрачивает силу, и выданное ранее свидетельство признаётся недействительным, о чём делается соответствующая запись в реестре аккредитованных вузов.

Учитывая, что при создании федеральных университетов, скорее всего, будут меняться и организационно-правовая форма, и образовательные стандарты базовых вузов, новым структурам необходимо будет заново проходить процедуры лицензирования и аккредитации.

В настоящее время федеральные вузы работают по государственным образовательным стандартам и программам, утверждённым в соответствии с ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Вместе с тем ФЗ предоставляет федеральным государственным университетам право на самостоятельную разработку стандартов обучения и требований, предъявляемых к студентам. По всей видимости, эти полномочия федеральных вузов будут закреплены и в новом законе.

Марина Гордеева, для STRF.ru

источник: STRF