Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/580.html (версия для печати)

  Дискуссии

Концепция 2020 поменялась

26 марта 2008 19:25

Фото с сайта www.rian.ru
Фото с сайта www.rian.ru
Прошедшая 25 марта коллегия Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) подводила итоги его работы в прошлом году и намечала задачи на будущее. Итоги оказались размытыми. Окончательные и полные версии концепции и прогноза социально-экономического развития России до 2020 года, над которыми МЭРТ работал весь последний год, не готовы до сих пор. Как заявил выступивший на коллегии премьер-министр Виктор Зубков, эти документы должны быть представлены в правительство в мае. На подготовку расчетов по еще одному ключевому вопросу – существенному снижению НДС премьер отвел министерству чуть больше времени – до августа.

Первоначальный вариант концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года прежнее руководство МЭРТ представило еще в правительство Михаила Фрадкова в июле прошлого года. Главной особенностью того документа было наличие трех возможных сценариев экономического развития России – инерционного, энергосырьевого и инновационного. При этом в Минэкономразвития, которое тогда возглавлял Герман Греф, однозначно заявляли, что выбирают инновационный путь. По этому пути Россия к 2020 году должна была войти в пятерку ведущих стран по объему ВВП; а в расчете на душу населения российский ВВП к этому времени должен был вырасти в два с лишним раза – до $30 000, что соответствует нынешнему уровню Западной Европы.

Критики тогда попеняли разработчикам концепции, что они не указывают четких механизмов, при помощи которых собираются изменить сырьевую ориентацию российской экономики и перейти на инновационные рельсы. На это летом прошлого года в МЭРТ ответили, что подготовленная концепция – лишь общее видение развития экономики страны. К концу же 2007 года министерство обещало подготовить детализированный прогноз социально-экономического развития до 2020 года, с подробным анализом по всем секторам экономики и распределением обязанностей по министерствам и ведомствам.

Но этим обещаниям не суждено было сбыться. На то были объективные причины: осенью сменилось правительство; затем началась борьба с ценами; в стране прошли думская и президентская избирательные компании.

В то же время с самой вершины российской власти в Минэкономразвития поступали сигналы, заставлявшие его вновь и вновь переписывать свой глобальный труд. Так, на заседании Госсовета 8 февраля действующий президент Владимир Путин ясно дал понять, что у России нет иного выбора, как строить инновационную социально-ориентированную экономику, не отказываясь от сырьевых преимуществ.

Не менее сложную задачу перед авторами концепции поставил и избранный президент Дмитрий Медведев, выступивший 15 февраля в Красноярске со своей экономической программой. Ключевым ее пунктом было снижение налогов, в том числе радикальное предложение как можно быстрее перейти к единой пониженной ставке ключевого для бизнеса налога на добавленную стоимость (НДС).

В итоге в последней редакции концепции исчезли различные сценарии развития. России суждено развиваться в режиме инновационной социально-ориентированной экономики, и к 2020 году закрепиться на лидирующих позициях в мировом хозяйстве. При этом обозначенный период разбит на две пятилетки и одну трехлетку: 2008-2012 гг. – подготовка прорыву на мировом экономическом фронте; 2013-2017 гг. – непосредственно прорыв; и в 2018-2020 годах – закрепление на лидирующих позициях в мире. ВВП страны за эти 13 лет должен увеличиться в 2,3 раза.

Проблема у обновленной и усовершенствованной концепции Минэкономразвития та же, что и у ее прародительницы: отсутствие указаний на конкретные механизмы достижения намеченных целей. Их МЭРТ, по-прежнему обещает представить в детализированном прогнозе социально-экономического развития. Но этот документ по-прежнему не готов.

Неслучайно на прошедшей коллегии министерства премьер Зубков подчеркнул, что в мае вместе с концепцией должен быть подготовлен и конкретный план действий по ее реализации. Надо полагать, для того, чтобы передать его новому правительству: ведь в мае кабинет Зубкова сложит полномочия перед вступающим в должность новым президентом Медведевым.

Задача по существенному и быстрому снижению НДС пока оказалась неразрешимой для экономического блока правительства. Видимо потому, что эта мера коренным образом ломает прежние подходы МЭРТ и Минфина, которые всегда стояли стеной за сохранение ставки НДС (сейчас составляет 18% и 10% – для социально значимых товаров). Описание всей налоговой реформы в концепции МЭРТ занимает только одну страницу, на которой нет вообще каких-либо цифровых расчетов.

Посетивший коллегию Минэкономразвития министр финансов Алексей Кудрин в очередной раз повторял, что снижение НДС должно быть постепенным, а не единовременным. Причем, из его слов следовало, что этот процесс может начаться только в 2010-2011годах.

В МЭРТ, правда, позиция по НДС стала менее консервативной. Там сейчас предлагают снизить НДС до 12-13% параллельно с отменой льготной ставки. Как указывает нынешний глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, незначительное снижение НДС (на 1-2%) не будет иметь никакого положительного эффекта, так как не даст стимулов для предпринимателей.

В итоге премьер Зубков поставил перед Минэкономразвития на коллегии еще одну задачу – к августу представить детальный расчет последствий снижения НДС.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости

источник: РИА "Новости"