Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/4630.html (версия для печати)

  Дискуссии

Сочинение министра

04 октября 2016 23:13

Фото с сайта www.pixabay.com
Фото с сайта www.pixabay.com
Эксперты опасаются, что реформа нового министра образования по введению дополнительных экзаменов в вузах сделает только хуже.

Министр образования и науки Ольга Васильева заявила о намерении вернуть письменные экзамены для абитуриентов при поступлении в вуз. "Нужно подумать и внести поправки о том, что вузы, особенно вузы очень сложные, социально значимые вузы, должны иметь входящие письменные экзамены. Я глубоко убеждена, что медицинские вузы, инженерные вузы — все вузы без исключения — должны иметь письменный экзамен по тому предмету, который вуз считает [важными]", — процитировали СМИ Васильеву.

Слова министра, с одной стороны, вселили оптимизм, что чиновники, наконец, решили взяться за изменения в критикуемой со всех сторон системе ЕГЭ. С другой стороны, появились опасения, что, как всегда, станет только хуже. "В вузы будут поступать богатые дети. Все это приведет лишь к росту коррупции", — прокомментировал писатель и преподаватель Лев Лурье.

"ЕГЭ по сравнению с экзаменами, которые проводятся в вузах, — это цветочки. Мы вернемся в ту советскую систему, когда в вузы будут поступать богатые дети. Все это приведет лишь к росту коррупции", — сказал Лурье "Росбалту".

Предложение министра вносит неопределенность в будущее ЕГЭ, считает сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Андрей Демидов. Как пояснил профлидер "Росбалту", получается, что ЕГЭ дополняются еще и вступительными экзаменами в вузах. "В целом к этому предложению я отношусь негативно, потому что, фактически не отменяя ЕГЭ, оно его обессмысливает. Я понимаю, что сейчас ставится задача распространить опыт МГУ и ряда других так называемых элитных вузов, которым дано право устраивать дополнительные вступительные экзамены. Но надо все-таки определиться — или крестик снять, или трусы надеть. Либо мы ЕГЭ отменяем и возвращаемся к прежней системе вступительных экзаменов, либо мы ЕГЭ совершенствуем. Но вот дублировать не надо. А пока получается, что и ЕГЭ оставляем, и в то же время начинаем надстраивать прежнюю систему вступительных экзаменов", — считает Андрей Демидов.

Предложение главы Минобрнауки требует серьезной проработки перед исполнением, уверен сопредседатель профсоюза "Университетская солидарность" Павел Кудюкин. "Многое будет зависеть от того, как это конкретно будет реализовано. Введение таких экзаменов, по сути, перечеркивает всю идею ЕГЭ. Если мы перестаем рассматривать выпускные экзамены в школе одновременно как входные экзамены в вузе, то встает вопрос — зачем ЕГЭ вообще нужен. В принципе, для общественных и гуманитарных специальностей было бы очень неплохо, чтобы студенты писали вступительные сочинения, потому что даже в хороших вузах, где мне доводилось преподавать — в ВШЭ, РАНХиГС, РГГУ, — очень многие студенты отвратительно излагают свои мысли в письменном виде. Просто такой навык — уметь писать — школа сейчас не формирует. Может быть, есть смысл расширить ту практику, которая уже существует — когда вузы могут вводить сами дополнительные испытания, как это делается в ведущих вузах. Но опять-таки это требует очень серьезной проработки — в какой форме это нужно делать", — рассказал Павел Кудюкин.

Эксперт уточнил, что основные претензии к ЕГЭ связаны не с самой сутью экзамена, а с тем, как он реализуется на практике. "ЕГЭ — это инструмент, который просто показывает результат обучения. Но серьезное освоение материала оказалось заменено механическим „натаскиванием“ на выполнение тестов по дисциплинам, которые учащийся для себя избирает. Очень часто правильное заполнение тестов весьма слабо связано с реальными знаниями. Конечно, есть в школах хорошие преподаватели, которые в целом хорошо подготавливают учащихся по своей дисциплине, но, боюсь, что таких не большинство. А это очень плохо, потому что у молодых людей формируется механическое мышление", — пояснил Кудюкин.

Член центрального совета движения "Образование для всех" Светлана Суворова согласилась с мнением, что из-за ЕГЭ дети разучились формулировать и выражать свои мысли. "Ребенка в школе надо учить не только отвечать на вопросы тестов, но надо учить писать и говорить. Мы видим очень большую проблему у людей с письменной и устной речью. Люди часто не могут правильно сформулировать, что они хотят, и еще труднее об этом пишут. Поэтому и сочинение необходимо, и устный экзамен тоже нужен", — подчеркнула Суворова.

Предложение министра свидетельствует о полном провале эксперимента с ЕГЭ, считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Как заявил "Росбалту" доктор педагогических наук, свое предложение Ольга Васильева озвучила, ознакомившись с соответствующими выводами экспертов. "Эксперимент по введению универсального экзамена „два в одном“, объединение итогового выпускного экзамена за курс средней школы и вступительного экзамена в вузы полностью провалился. Я выступал против ЕГЭ с самого возникновения этой идеи: когда ее еще в 1998 году привезли в Россию, я сказал, что она приведет к очень тяжелым последствиям для всей системы образования. Практика показала, что все так и произошло. Мы практически загубили систему образования, особенно в старшем звене. Ребята старших классов, вместо того чтобы заниматься нормальной обучающей, развивающей деятельностью, занимаются „натаскиванием на ЕГЭ“. Вместо того чтобы совершенствовать систему выпускных экзаменов, мы начали увлекаться тестовыми экзаменами, довели все до полного абсурда и фактически потеряли два поколения. Систему ЕГЭ в том виде, в котором она существует, надо ликвидировать", — заявил эксперт.

По мнению Сергея Комкова, иллюзии о том, что ЕГЭ устранит коррупцию при приеме в вузы, остались иллюзиями. "Коррупция лишь перешла на другой уровень. Она плавно перетекла в школы и к огромному числу репетиторов и „посредников“, которые шныряют между школой и вузами, а также в приемные комиссии, которые работают по зачислению по результатам в сертификатах ЕГЭ. Вот туда потекли деньги. Известно большое количество случаев, когда сертификатами ЕГЭ открыто торговали, когда существовали подпольные цеха по производству этих сертификатов, когда работали бригады преподавателей, которые выполняли задания вместо ребят. Коррупция не ушла, а стала процветать еще больше", —– подчеркнул эксперт.

Президент Всероссийского фонда образования уверен, что решение проблемы коррупции найдется только в культивировании открытости, публичности и гласности экзаменов. "Каждый вуз должен иметь возможность проводить свои специфические экзамены. Это может быть письменный экзамен, или профессиональное собеседование, или специализированное тестирование при поступлении. Каждый вуз должен выбрать эту форму самостоятельно, чтобы понять, насколько выпускник школы готов к тому, чтобы продолжать обучение именно по выбранной им профессии", — предположил Сергей Комков.

В Минобрнауки поняли необходимость отказа от существующей системы ЕГЭ, полагает и первый зампред комитета по образованию Госдумы, депутат фракции КПРФ Олег Смолин. "Предложение Ольги Васильевой означает, что уже и министр образования признает то, о чем говорилось давно: система ЕГЭ далека от совершенства и во многом неправильно ориентирует ребят в старших классах школы. Как сказал руководитель думского комитета по образованию Вячеслав Никонов: ЕГЭ не учит детей писать, читать и говорить. Я бы еще добавил: по гуманитарным предметам в значительной степени не учит еще и думать", — заявил Олег Смолин.

Депутат обратил внимание, что предложение министра еще не конкретизировано. "В законопроекте об образовании мы предложили параллельное существование двух систем, право выбора ученика между ЕГЭ и классическим экзаменом. Ольга Юрьевна, как я понимаю, предлагает нечто другое. Поэтому надо еще узнать, что она конкретно предлагает ввести и в каких вузах. Но для меня уже важно, что и министр понимает, что с ЕГЭ надо что-то делать, оставлять в таком виде нельзя", — заметил Олег Смолин.

Все последние реформы в образовании к тому, что становилось еще хуже. И тогда проводились новые реформы. А после них — опять реформы, чтобы устранить негативные последствия от предыдущих. И так по кругу. Что и когда прервет этот замкнутый круг?..

Дмитрий Ремизов

источник: Росбалт