Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/4475.html (версия для печати)

  Дискуссии

Под натиском Ковальчука

01 июня 2016 23:54

Академик РАН Владимир Захаров. Фото Н. Деминой с сайта www.polit.ru
Академик РАН Владимир Захаров. Фото Н. Деминой с сайта www.polit.ru
Очередная новость из серии "звездных войн" между РАН и Курчатовским институтом не могла не обеспокоить научное сообщество. В пятницу в несколько физических институтов – ФИАН, Институт ядерных исследований и Физико-технический институт им. Иоффе, ранее относившихся к РАН, а ныне – к ФАНО, поступили проекты соглашений, подписание которых намечено в Санкт-Петербурге на 2 июня 2016 года.

Еще раз повторю даты – 27 мая (пятница) руководство ведущих научных институтов страны узнало о судьбоносных для этих организаций решениях, подписание которых должно состояться через 6 дней (в четверг)!

Первое соглашение напрямую затрагивает Курчатовский институт, ТРИНИТИ (Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований) "Росатома", Физико-технический институт им. Иоффе и ФИАН им. Лебедева (ФАНО). Организации обязуются сотрудничать в области термоядерных и плазменных исследований. Для этого должен быть создан Межведомственный центр термоядерных и плазменных исследований, который является совместным органом, ответственным за организацию и руководство работ в этих областях.

По проекту второго соглашения Курчатовский институт, ФАНО и "Росатом" должны начать сотрудничество в области нейтринных исследований. Для этого стороны намерены создать Межведомственный центр нейтринных исследований, ответственный за организацию и руководство работ в этой области. Второе соглашение напрямую затрагивает Курчатовский центр, Калининскую АЭС (от "Росатома"), Институт ядерных исследований РАН и ФНИЦ "Кристаллография и фотоника" РАН.

И в том, и другом проекте соглашения говорится о том, что стороны планируют создать Управляющий совет Межведомственного центра в лице президента Курчатовского института Михаила Ковальчука, гендиректора "Росатома" Сергея Кириенко и руководителя ФАНО Михаила Котюкова. Научное руководство разработкой научной программы и ее реализацией должно перейти к Курчатовскому институту и возглавит всё это Ковальчук.

Оба соглашения являются практическим дополнением к рамочному соглашению, заключенному 8 февраля 2016 года между ФАНО и Курчатовским институтом в области разработки, создания новых и модернизации существующих экспериментальных комплексов класса "мега-сайенс" и осуществления на их базе масштабных исследовательских проектов. Соглашение также предусматривает сотрудничество в исследованиях и разработках в так называемых конвергентных, нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук (КНБИКС). Кроме того, оно касается исследований в области ядерной медицины и лучевой терапии.

Соглашение затрагивает как Курчатовский институт, так и, по-видимому, все институты ФАНО. В этом подписанном в феврале соглашении говориться о том, что будет разработана программа совместных действий Курчатовского института и ФАНО, которая будет в дальнейшем уточняться и корректироваться в зависимости от приоритетов научной и промышленной политики РФ. Будет создан Координационный совет во главе с М.В. Ковальчуком и М.М. Котюковым. Общая координация действий по этому соглашению поручена зам. главы ФАНО А.М. Медведеву и зам главы Курчатовского института О.С. Нарайкину.

Судя по откликам ученых, такое внезапное появление двух соглашений, которые не прошли должную научную экспертизу, им очень напомнило внезапную реформу РАН лета 2013 года. Без всякого обсуждения с Учеными советами и администрацией институтов ученым говорят, что решение уже принято и над ними появится начальник, который отныне будет руководить их научными исследованиями, разработкой и осуществлением научных программ. Похоже, что Михаил Ковальчук всерьез уверен, что сможет руководить исследованиями как в области физики плазмы и термоядерного синтеза, так и нейтринными исследованиями.

Срок действия соглашений не определен и примечательно, что под проектами нет места для подписи не только директоров этих институтов, но и президента РАН – Владимира Евгеньевича Фортова. Глава Академии наук на заседании Президиума РАН, состоявшемся 31 мая, объяснил, почему там нет его подписи.

"Сразу после Нового года 15-16 января у меня был разговор с Михаилом Валентиновичем [Ковальчуком], на тему, что давайте создадим некую общую систему для изучения вопросов физики термоядерной плазмы и для нейтрино. Я ему сказал, что мы готовы работать по разным проектам, но мы против того, чтобы происходили какие-то организационные перемены: вывод институтов [из ФАНО] или их переподчинение кому-то. Так мы тогда поговорили, потом прошел приблизительно месяц и была предложена бумага, под которой стояли три подписи – Котюков, М.В. и Фортов о создании того, о чем Геннадий Андреевич [Месяц] сейчас сказал. Я сказал, что не буду подписывать такую бумагу, потому что она противоречит нашим академическим представлениям, с одной стороны, а с другой стороны, я не понимаю, что такое научное руководство со стороны. Были какие-то разговоры, которые не получили никакого развития.

Потом прошло буквально три-четыре недели и еще один звонок, давайте встретимся, давайте опять подпишем. Я отвечаю: присылайте бумагу, но она оказалась хуже предыдущей. И, собственно говоря, таким образом мы отказались делать это. И я тогда сказал такие вещи. Первое, что я не могу без Президиума РАН решать такие вопросы и второе, что я не вижу в этом смысла и я против структурных изменений…, а главное, если говорить о сути дела, то проект по плазме, который попал мне в руки, абсолютно безграмотен".

Тут Фортов перечислил чего, по его мнению, в этом проекте не хватает, что там нет ни релятивистской плазмы, ни управляемого термоядерного синтеза, ни экстремальных полей, ни плазмы звезд, ни "обычной" плазмы, которая используется для телевизоров и многого другого, что этим надо заниматься серьезно, привлекая не только Отделение физики, но и химии. На это главе РАН было сказано, что "да-да-да, давайте разберемся".

"Ну, а собственно дальше произошло то, что произошло, – заметил Фортов. – Я так понимаю, что мы должны принять соответствующее решение, оперевшись на решения двух институтов. Мне звонил из Ленинграда директор [института Иоффе], там ситуация такая же как в ФИАНе, люди как огня боятся попасть в… Сегодня в 5 часов я встречаюсь с Котюковым на эту тему. Пожалуюсь ему".

Главу Академии наук поддержали выступившие ранее Г.А. Месяц, Л.Д. Фаддеев, А.Л. Асеев, бывший президент РАН Ю.С. Осипов и Р.И. Нигматуллин.

Геннадий Месяц считает, что "эти соглашения – площадка по разделу и ликвидации Академии наук, особенно ее физической части". Он напомнил, что есть федеральный закон №253 "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук...", по которому все научные исследования должны определяться Академией наук. "Это не амбиции, а сито, через которые не должны пройти всякие НБИКСы. ...Вы же помните, что мы здесь обсуждали конвергентные технологии и сказали, что это не наука".

Он отметил, что Ученый совет ФИАН принял решение, что институт самодостаточен, ни с кем не объединяется и ни к кого к себе не присоединяет. Все важные вопросы должны обсуждаться с руководством института и с Академией наук. Бывший директор ФИАН выступил резко против выделения каких-то кусков из живых институтов и поглощения их потом какими-то межведомственными центрами. Он напомнил о судьбе многих ученых, которые работали в Курчатовском институте, а потом вынуждены были оттуда уйти или их "ушли", как, например, уволенный из ИТЭФ Михаил Данилов, научная группа которого целиком ушла из ИТЭФ в ФИАН.

Геннадий Андреевич призвал Комиссию РАН по борьбе с лженаукой заняться рекламируемыми Ковальчуком "конвергентными технологиями", провести необходимую научную экспертизу этого направления.

Глава Сибирского отделения РАН Александр Асеев оценил проекты этих соглашений как "попытку рейдерского захвата ведущих физических институтов, тем более, что в Курчатнике кризис жанра, не зря они изобретают все новые и новые формы, то конвергентные технологии, то НБИКС". Он напомнил, что на состоявшемся в марте 2016 года Общем собрании РАН правительство в лице Дмитрия Медведева признало необходимость восстановить права Академии наук на руководство наукой в рамках 253-го закона. В обсуждаемых на Президиуме РАН проектах соглашений Александр Леонидович увидел попытку отсечения Академии наук от научно-методического руководства исследованиями. По его мнению, эти проекты – не отдельный эпизод, а продолжение того, что происходит и в Сибирском отделении РАН.

Накануне 30 мая в ФИАНе прошел Ученый совет, первым вопросом на котором обсуждалось отношение к этому проекту договора. Категорически против заключения такого соглашения выступили академики Владимир Захаров и Геннадий Месяц.

Владимир Евгеньевич Захаров, выступая на Ученом совете ФИАНа, вспомнил, как он целый день однажды провел в обществе М.В. Ковальчука. "Впечатление было самым тягостным". Он сказал, что часть года преподает в США и там не слышал ни о конвергентных технологиях, ни о НБИК-науках, если об этом и говорят, то это не получает никаких организационных форм, а является журналистикой. "Всё это является новой формой лысенковщины, она сейчас просто приняла другие формы. Лысенковщина построена на том принципе, что обещает некие необыкновенные успехи не тем путем, которым идут все, а неким революционным, который никто не знает", – подчеркнул он.

Впрочем, новый директор ФИАН, член-корр РАН Николай Колачевский старался держать дискуссию в рамках полномочий Ученого совета и говорить только о том, что нарушает автономию и права института. В итоге Ученый совет единогласно проголосовал за то, чтобы считать "нецелесообразным включение ФИАН в предлагаемый соглашением Межведомственный центр" и что "подписанию соглашений в данной форме должно предшествовать обсуждение с Институтами ФАНО России и Президиумом Российской академии наук".

31 мая Профсоюз работников РАН направил письмо главе ФАНО Михаилу Котюкову о том, что ситуация вопиющая, что проекты соглашений не обсуждались ни в научных коллективах, ни в Научно-координационном совете при ФАНО. "Правило двух ключей фактически не работает", – отметила представитель профсоюза на заседании ПРАН.

По-видимому, то, как будут развиваться события, станет очень важным для Академии наук, которая настаивает на данной ей законом о реформе трех академий праве заниматься руководством научными исследованиями. Сможет ли руководство РАН отстоять свое право "двух ключей" или один из ключей передадут главе Курчатовского института – Михаилу Ковальчуку, с которым у физиков из Академии наук давно не складываются отношения, покажет время.

Наталия Демина

источник: Полит.Ру