Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/4175.html (версия для печати)

  Дискуссии

Объединение вузов – взгляд изнутри

16 октября 2015 23:48

Ректор РЭУ имени Г.В.Плеханова, доктор экономических наук Виктор Гришин. Фото с сайта www.strf.ru
Ректор РЭУ имени Г.В.Плеханова, доктор экономических наук Виктор Гришин. Фото с сайта www.strf.ru
"Лучше меньше, да лучше". Видимо, таким принципом руководствуется Министерство образования и науки Российской Федерации, проводя политику объединения вузов. Ряд вузов России действительно не в состоянии дать студентам качественное образование, в результате чего на рынок труда выходят неквалифицированные специалисты.

Одной из форм борьбы с некачественным обучением стало объединение слабых вузов одной направленности под эгидой ведущего учебного заведения того же профиля. Неудивительно, что социально-экономические вузы, так расплодившиеся в России вслед за бешеным ростом спроса на образование в этой сфере, стали "жертвой" нового процесса. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, один из ведущих экономических вузов страны, уже в четвёртый раз проходит процедуру объединения, и на его платформе планируется создать базовый вуз Министерства образования и науки. Новый образовательный центр, в частности, займётся разработкой комплексной модели экономического образования, ориентированной на региональные вузы. О том, как проходил процесс объединения, и каковы дальнейшие планы развития образовательного центра STRF.ru рассказал ректор РЭУ имени Г.В.Плеханова, доктор экономических наук Виктор Гришин.

Виктор Иванович, последнее объединение РЭУ им. Г.В. Плеханова – с МЭСИ – началось весной 2015 года. Повлиял ли этот процесс на приёмную кампанию? Изменились ли средние баллы ЕГЭ зачисленных?

– На мой взгляд, процесс объединения повлиял в большей мере на организацию приёма внутри вуза, чем на абитуриентов и их родителей. Уровень приёма остался на должном уровне, несмотря на тот факт, что сегодня в РЭУ порядка 40 филиалов, а общее число студентов – почти 100 тысяч.

Если говорить предметно о ЕГЭ, то средний балл в рамках контрольных цифр приёма в РЭУ сохранился на уровне прошлого года. А вот суммарный балл студентов вырос почти на 9 баллов. По проходному баллу РЭУ занимает 14-ое место среди вузов РФ, 7-ое – среди гуманитарных университетов.

Решение об объединении вузов было принято на основании заключений Учебных советов обоих организаций – для повышения качества образования. Как меняются образовательные программы, и какие курсы привнес МЭСИ в программу объединенного университета?

– Очевидно, при принятии решения о присоединении МЭСИ к РЭУ Минобрнауки руководствовалось тем, что 80% образовательных программ, реализуемых в МЭСИ, соответствовали не заявленному профилю – статистика и информатика, а относились к направлениям подготовки "Экономика" и "Менеджмент" и дублировали аналогичные программы Плехановского университета. Поэтому, когда началась реорганизация, мы проанализировали образовательные программы МЭСИ, близкие по содержанию программы совместили. Образовательные программы, которые реализовывались только в МЭСИ, были во многом переработаны. Мы используем реорганизацию как возможность объединить лучшие практики других вузов, и нам успешно это удаётся. Так,

показателен пример информационно-компьютерного комплекса, которым очень профессионально занимались в МЭСИ: мы фактически оставили его в прежнем виде, создали отдельное подразделение, перевели туда своих студентов, которые специализировались на IT технологиях.

МЭСИ был одним из лидеров в России в области электронного (дистанционного) образования. Будет ли это направление развиваться в рамках объединения?

– Электронное обучение в объединённом вузе должно играть роль одного из главных конкурентных преимуществ, позволяющих вывести университет на ведущие позиции, как в России, так и за рубежом. Мы в ближайшей перспективе планируем предоставлять возможность получать образовательные услуги во всех возможных формах c применением самых современных технологий и инструментов обучения и гарантировать стопроцентную доступность качественного образования.

С этой целью в июне 2015 года совместная рабочая группа РЭУ им. Г.В. Плеханова и МЭСИ разработала Концепцию развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВПО "РЭУ имени Г.В. Плеханова" на 2015–2020 годы. Документ аккумулирует накопленный опыт обоих вузов в области электронного обучения и выделяет ряд приоритетных направлений развития.

Несмотря на очевидные преимущества, три года назад, мы могли наблюдать довольно жёсткую критику объединения вузов, в частности, протесты студентов и преподавателей РГТЭУ. Были ли подобные инциденты в случае с МЭСИ? Как обстоят дела с адаптацией студентов?

– В случае нашего объединения критики ни от студентов, ни от сотрудников МЭСИ не было.

Любые перемены, как правило, воспринимаются с некой долей скептицизма, однако, мы делаем всё возможное, чтобы сохранить и студентам, и преподавателям привычные условия работы, ту же стоимость обучения и статус.

На сегодняшний день можно констатировать, что профессорско-преподавательский состав МЭСИ полностью переведен в штат Плехановского университета. Что касается студентов, ребята, поступившие в 2015 году и в РЭУ, и в МЭСИ, учатся вместе – очевидно, здесь никакой специальной адаптации не потребуется. На 2–4 курсах студенты РЭУ и МЭСИ в одних потоках слушают лекции, если их учебные планы совпадают по конкретным дисциплинам. Если говорить о визитной карточке МЭСИ, направлениях ИКТ, то целостность этого блока специальностей сохраняется. День знаний студенты обоих вузов отмечали вместе, мы делаем всё возможное, чтобы создать максимально комфортные условия обучения в объединенном университете.

Ещё один распространённый аргумент против преобразований – это вероятность снижения качества образования в ведущем из объединённых вузов по принципу "скорость эскадры равна скорости самого тихоходного корабля". По опыту предыдущих трёх слияний, оправданы ли такие опасения?

– С позиции законодательной базы, качество реализуемых вузом образовательных программ определяется минимальными требованиями федеральных образовательных стандартов. И с позиции этих требований, все присоединяемые вузы, в целом, им отвечали. Однако в ведущих российских университетах, в том числе, в РЭУ, требования к уровню и качеству образования значительно выше. Опыт показывает, что в первом семестре у студентов присоединённых вузов успеваемость немного ниже, но это логично и понятно – ребятам нужно время на адаптацию, они привыкают к новой системе оценок и процессу организации занятий. К моменту завершения обучения уровень наших выпускников полностью соответствует самым высоким стандартам.

Стоит отметить и преимущества, которые мы приобрели после объединения. Они очевидны – это расширение спектра образовательных программ, повышение кадрового потенциала за счёт притока ППС с иными компетенциями, стимулирования внедрения новых цифровых образовательных технологий.

Нет оснований сомневаться, что благодаря слаженной работе мы сможем развить скорость даже самого тихоходного корабля, тем самым обеспечив прорыв всей эскадры.

Справка STRF.ru:
РЭУ имени Г.В. Плеханова поэтапно укрупнялся за счёт присоединения других высших учебных заведений (МИПК, СГСЭУ, РГТЭУ, МЭСИ). Последним укрупнением было присоединение МЭСИ (Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики) в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 11 марта 2015 года; ранее в министерство обратились представители Учёных советов обеих организаций с предложением об объединении. На базе объёдинённого вуза предложено создать базовый вуз Министерства образования и науки РФ. Под базовым вузом понимается образовательная организация высшего образования из числа подведомственных организаций Минобрнауки России, которая является ведущим научным центром в соответствующей сфере и деятельность которой направлена на разработку тиражируемых учебно-образовательных ресурсов, их распространение в сети вузов, реализующих соответствующие образовательные программы.

Болохова Ксения

источник: STRF