Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/4168.html (версия для печати)

  Дискуссии

Ведущие вузы России открывают 46 учебных курсов для on-line образования

13 октября 2015 23:26

Фото с сайта http://rosmu.ru
Фото с сайта http://rosmu.ru
Минобрнауки готовит нормативную базу, согласно которой студенты, прошедшие курс дистанционного on-line обучения по одной из дисциплин, смогут засчитать в вузе, в котором они обучаются, оценку о прохождении курса. По мнению директора института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, сама платформа хороша тем, что студент любого вуза или любой человек сможет получить фундаментальную базу по тому или иному курсу у лучших преподавателей России и мира. Корреспондент Федерального агентства новостей разбирался в тонкостях on-line образования.

Программу on-line образования подхватили ведущие вузы России, которые хотят вывести отечественное образование на международный уровень.

В настоящее время в рамках платформы уже запущено 46 учебных курсов, на которые любой желающий может записаться совершенно бесплатно. В программе участвуют такие крупные учебные заведения, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Кроме того, свои учебные курсы подготовили Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Санкт-Петербургский политехнический университет, Московский физико-технический институт (государственный университет), Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), а также уже упомянутый ранее Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ).

"Действительно, это направление в образовании сейчас развивается. И, безусловно, восемь российских университетов, которые входят в программу "5 топ 100" – те, которые претендуют на вхождение в международные рейтинги, – решили сформировать именно на российских платформах именно такие курсы. Это ведущие университеты, которые собирают лучшие программы и лучших преподавателей, – рассказала в интервью корреспонденту ФАН директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Таким образом, ответственность за качество программ, конечно, возложено на сами учебные заведения, которые считают, что это очень эффективный путь и лучший механизм трансляции качественных курсов учебных, освоение и получение по ним зачетов, экзаменов".

По мнению Абанкиной, проблемой такого обучения может стать недобросовестность и плагиат, от которых, безусловно, специалисты должны избавляться – путем внутренних консультаций и взаимодействия с обучающимися. Но, по ее же мнению, как показывает мировая практика, большинство студентов берут ответственность на себя, не перекладывая ее на чужие плечи, ведь образование и так бесплатное, и оно нужно именно им, а не вузам.

Немаловажным является фактор, что удаленное образование дается студентам гораздо сложнее, нежели очное, потому что после вводных материалов ученик должен полностью и самостоятельно погрузиться в курс, иначе процент тех, кто дошел до конца и получил сертификат, ничтожно мал.

"Очень низкий процент освоения программ и тех ребят, которые доходят до конца в on-line режиме. Первоначальное ознакомление потом требует чрезвычайно большой отдачи, выхода на консультацию с преподавателями и в on-line режиме демонстрации того, что ты разобрался в курсе, можешь выполнять задания. Лучшие программы – это где-то 16% окончивших, худшие программы – до 5% тех, кто доходит до конца и осваивает. Несмотря на то, что прекрасные программы, сложные, и математические, и физические выложены, именно момент взаимодействия с преподавателем в on-line режиме и время выполнения заданий и погружение в это задание – всё это действительно оказывается довольно сложным, – объясняет собеседница агентства. – Там такой уровень сложности, что за вас это просто левой ногой никто не сделает. Если вы не освоили курс, значит, не освоили. Однако для университетов это может быть очень серьезная опора – те, кто такие лучшие курсы освоит, – в том, чтобы уже предлагать им для выбора развивающие, более продвинутые программы, потому что время студентов чрезвычайно ограничено, достаточно много хочется передать на такое самостоятельное освоение по лучшим образцам".

В основном студенты предпочитают дисциплины, которые могут быть освоены, что называется, в кабинетном режиме. Это и теоретические курсы, и те курсы, которые подразумевают возможности решения выполнения заданий без эксплуатации сложного лабораторного оборудования. По крайней мере, в международной практике работа on-line с использованием сложного лабораторного оборудования не включается.

"В лидерах таких курсов с хорошим процентом окончания – педагогика, философия. Причем, люди выбирают их не только для профессии, но и для жизни, например, курсы по раннему развитию детей и дошкольному образованию. По философии знания, по социологии знания, я даже удивилась. Курсы, связанные с математикой и физикой, серьезными фундаментальными науками, – они редки. Востребованы курсы по информационным технологиям, – говорит Ирина Абанкина. – Если брать наш вуз, то те предметы, по базовой микроэкономике, макроэкономике, по базовым фундаментальным математическим дисциплинам, которые требуются, студенты других университетов могут пройти на таких платформах у лучших преподавателей и перезачесть их в своих университетах, а в своих вузах уже уделить основное внимание работе в лабораториях, выбирать продвинуты курсы, какую-то углубленную специализацию, участвовать в проектах и разработках. Как я понимаю, затея именно в этом. Ту самую часть, тот базис можно будет передать на on-line образование широким доступом – так, чтобы эту часть качественно могли выполнять лучшие преподаватели с их программами. Это поможет дальше сосредоточиться на индивидуальной образовательной траектории каждого студента. "Вышка" тоже готова засчитывать курсы, выложенные на курсоре, если студенты у лучших преподавателей мира прошли обучение и получили сертификат их освоения. То, что это российская платформа, означает, что в ней собраны программы не только на английском, но и на русском языке".

По мнению зампреда Комитета Государственной Думы по образованию Алены Аршиновой, on-line образование – это та платформа, которую России просто необходимо развивать и делать ее как можно более качественной.

"Это доступная платформа для каждого. Нет необходимости поступать в тот или иной университет и проходить процедуры поступления. Сегодня, когда развивается электронное пространство, когда развивается виртуальная реальность, и есть возможность в эту секунду быть в различных университетах мира не выходя из дома, и комфортно работать со своим ноутбуком и компьютером, я считаю, что это здорово, когда ты бесплатно можешь получить практическое образование, когда можешь получить то, что тебе необходимо, заполнить свои пробелы в образовании, – считает Аршинова. – И пусть это касается твоей профессии или хобби. Сегодня преподаватели в большей степени являются проводниками образования, нежели источниками знаний, поэтому гораздо больше людей будет иметь доступ к качественным образовательным площадкам. Не будет необходимости тратить свои средства. Образование становится более доступным и открытым. Кроме того, не только студенчество, но и любое поколение может быть участником этого образовательного on-line пространства".

Сами студенты более настороженно воспринимают нововведения, предлагаемые Министерством образования, потому что, чтобы такая площадка работала, необходимо прислушаться и к их мнению и потребностям. Зампредседателя Российского профсоюза студентов Юрий Наконечный в интервью ФАН рассказал, что к вопросу on-line образования нужно подходить разумно.

"Есть такое понятие, как инклюзивное образование. Это образование для детишек и для людей, которые по тем или иным причинам не способны проходить и получать образование в школах и высших учебных заведениях. Если подходить именно с этой точки зрения, то я целиком за эту систему, потому что нужно стараться сделать людей с ограниченными возможностями полноценной ячейкой общества и показать им, что мы наравне и готовы с ними сосуществовать и заниматься. Для них такое образование будет находкой, – объясняет Наконечный. – Если же говорить о таком образовании в контексте всей системы высшего образования, то вопрос спорный. Система должна работать таким образом, чтобы не страдало качество того, что теперь предлагают вузы. Потому что основным из показателей, которые в данный момент вводятся и Министерством образования, и профессиональным сообществом – будущими работодателями, является непосредственно прохождение практики. Если мы говорим об on-line образовании по тем или иным специальностям, несложно догадаться, что практика по ряду специальностей просто становится невозможной. Как задумка эта система хороша. Всё зависит от того, как мы будем это реализовывать. Всему профессиональному сообществу – студентам, работодателям, администрации вузов – будет необходимо подключиться в эту работу и разработать критерии и параметры, которые необходимы для внедрения системы в полном масштабе".

Дарья Шипилова

источник: ИА "ФАН №1"