Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/4152.html (версия для печати)

  Дискуссии

Почва для академических талантов

01 октября 2015 23:58

Заместитель директора ИППИ РАН по научной работе, доктор физико-математических наук Андрей Соболевский. Фото с сайта www.strf.ru
Заместитель директора ИППИ РАН по научной работе, доктор физико-математических наук Андрей Соболевский. Фото с сайта www.strf.ru
Проблема нехватки высококвалифицированных кадров пока еще актуальна для российской экономики. Большие и не очень промышленные компании всё активнее участвуют в жизни университетов, как в рамках госпрограмм, так и самостоятельно, проводя практико-ориентированную подготовку специалистов инженерного дела совместно с вузами. Научные организации оказались в не менее затруднительной ситуации, и выбираться из неё, видимо, придётся теми же методами. Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) одним из первых стал активно наращивать сотрудничество с университетами для пополнения собственных рядов молодыми, амбициозными и, главное, талантливыми студентами.

О том, как лучше всего привлечь молодёжь в научную среду и дать им возможность реализовать себя, рассказал в интервью STRF.ru заместитель директора ИППИ РАН по научной работе Андрей Соболевский.

Институт проблем передачи информации с первого взгляда похож скорее на "клуб интересных людей", чем на строгий академический институт. Пока мы добирались до кабинета, мой собеседник успел познакомить меня с ещё несколькими сотрудниками, пообщаться со своим бывшим студентом, которого не видел несколько лет – встреча оказалась неожиданной для обоих – и показать мне фотографии основателей института. Вперемежку с фотографиями сотрудников и дипломами престижных научных премий на стенах висят воодушевляющие плакаты с надписями вроде "Publish or perish" или "За одного учёного трёх неучёных дают". "Эти плакаты специально для нас делала профессиональный художник – дочь одного из сотрудников", – заметил мой интерес Соболевский.

Одна большая математика

Институт проблем передачи информации был создан на пересечении математики, технических наук и, как ни странно это может показаться на первый взгляд, биологии – ведь природа куда больше "знает" о передаче информации (и в генах, и в органах чувств), чем мы. Когда ИППИ разрабатывает совместные с вузами программы и создаёт в них свои базовые кафедры, он ориентируется на эти направления: в работе с НИУ ВШЭ отчётливо прослеживается уклон в математику, инженерия больше представлена в МФТИ, а биология активно развивается совместно с МГУ. Впрочем, сейчас это деление становится более условным:

"Возникла крупная научная тематика анализа "больших данных", – пояснил Соболевский. – Она вошла в мейнстрим совсем недавно в связи с тем, что впервые появилась необходимость извлекать значимую информацию из таких объёмов данных, которые в одной человеческой голове не помещаются". Можно сказать, что тема больших данных, хотя и по-разному, присутствует во всех образовательных программах ИППИ, в том числе и в самой новой.

Это направление новое и, чтобы в него влиться, требуется серьёзная подготовка. Поэтому в ИППИ попадают "по любви", в первую очередь, по любви к математике. Неудивительно, что студенты в этом институте – эксклюзивный "товар". "Сейчас мы принимаем около 25-30 студентов в год, – рассказал Соболевский. – Потому что мы с ребятами работаем индивидуально, каждый должен заниматься содержательной задачей с научным руководителем". Впрочем, благодаря магистерским программам ИППИ за последний год количество "свежих сил" увеличилось почти вдвое: "С одной стороны, из-за этого и наука у нас подрастёт. Но я думаю, что потребуется пара лет и некоторый переходный период", – отметил Соболевский.

"Образовательный продукт, который мы делаем – это магистерские программы. И студенты поступают на образовательные программы, – рассказал Андрей Николаевич. – Понятно, что мы не вуз и не можем реализовать всю услугу полностью, но мы можем быть ключевыми партнёрами".

Сейчас таких образовательных программ у вузов-партнёров ИППИ шесть. Две из них реализуются в МФТИ: по одной на факультетах радиотехники и кибернетики (ФРТК) и управления и прикладной математики (ФУПМ). Ещё одна в МГУ, в учебно-научном центре "Биоинформатика" на факультете биоинженерии и биоинформатики. И три в НИУ ВШЭ: специализация ИППИ в рамках программы "Науки о данных", программа "Математические методы оптимизации и стохастики" на факультете компьютерных наук, а также бакалавриат и магистратура по направлению "Математика" на одноименном факультете.

Совсем недавно стало известно, что

в 2016 году НИУ ВШЭ открывает на факультете компьютерных наук ещё одну магистерскую программу в партнёрстве с ИППИ: "Анализ данных в биологии и медицине". Её разрабатывает заместитель директора института Михаил Гельфанд.

К каждому партнёру свой подход

В разных вузах сложились не только программы с несколько различным содержанием, но и свои методы работы со студентами.

"На Физтехе мы серьёзно вовлечены в бакалаврские программы, потому что там исторически был специалитет, который потом разбился на бакалавриат и магистратуру, – рассказал мой собеседник.

Студенты физтеха приходят к нам, начиная с 3 курса. Они начинают приходить в ИППИ раз в неделю, потом всё чаще, защищают по ходу две выпускные работы – бакалаврскую и магистерскую. Постепенно, если они хорошие, ребята у нас приживаются и начинают работать либо в институте, либо в одной из компаний – спин-оффов, которые у нас появляются примерно раз в год-полтора. Для "физтехов" прийти к нам в магистратуру, если они не были у нас в бакалавриате – это не совсем обычная история.

"В "Вышке" всё устроено совершенно иначе. Её руководство стремится к тому, чтобы в магистратуру шли люди со всей страны, и она получается "оторванной" от бакалавриата. А в науке для того, чтобы хорошо специалиста подготовить, всё-таки двух лет мало. Поэтому там у нас стала складываться другая схема: к нам приходят в магистратуру, и если всё хорошо, переходят в аспирантуру, и всё равно получается 5-6 лет подготовки".

Что касается МГУ, там фактически целый факультет работает в очень тесном сотрудничестве с ИППИ, что даёт возможность учёным присмотреться к своим будущим коллегам с первых курсов. Правда, заметил Соболевский, бывают случаи, когда на биоинформатику в ИППИ успешно приходили выпускники других специальностей – например, мехмата МГУ.

Кроме того, институту приходится считаться с политикой вузов в вопросах распределения студентов – в зависимости от того, придерживается ли руководство факультета "дарвиновских" взглядов на студенческую судьбу (выплывет – хорошо, а утонет – так утонет) или старается пристроить каждого в хорошие руки. ИППИ находит способы сотрудничать и с теми, и с другими.

Интересы сторон

Вузы, однако, лишь посредники в работе ИППИ с перспективными студентами. На самом деле работа начинается ещё на предварительном этапе. Например, на недавно открывшуюся программу в НИУ ВШЭ сотрудники ИППИ искали студентов по всей стране. "Набрали с три десятка очень неплохих, хотя и несколько разношёрстных ребят", – делится впечатлением Соболевский, который читает на новой программе один из курсов.

Студенты действительно попадают в институт с чётким пониманием своих целей и приоритетов.

"Я бы сказал, что мотивация ребят в последние годы меняется в лучшую сторону: они раньше начинают взрослеть, понимать, чего хотят. Больше стало тех, кто хочет заниматься наукой. Хотя в итоге некоторые уходят в бизнес.

Например, Дмитрий Николаев, который у нас возглавляет самый свежий из оформившихся спин-оффов – компанию "Визиллект". Не думаю, что он когда-либо собирался заниматься бизнесом. Просто так получилось. Он заинтересовался технологией распознавания образов в машинном зрении, потом со своими учениками стал её доводить до совершенства в конкретном проекте – с тем же самым увлечением, которым занимается наукой. И в итоге он руководит и высокотехнологичной компанией, и лабораторией в институте.

По-моему,

было бы хорошо, чтобы люди, которые пошли в промышленность, попадали туда не сразу из вуза, а сначала проходили бы через "башню из слоновой кости" научных исследований, чтобы самим прочувствовать, что и как надо внедрять".

Для самих же учёных – это возможность подготовить себе смену. "Преподаватели в вузах и исследователи в институтах выполняют похожие, но всё-таки разные роли. У одних работа – учить и заниматься наукой, чтобы повышать квалификацию. А у других работа – заниматься наукой и учить для того, чтобы кто-то приходил им на смену".

Но эту смену надо ещё удержать: глобализация заставляет конкурировать за головы молодых специалистов с компаниями и научными организациями по всему миру. "Конечно, важны конкурентные зарплаты, и эту задачу мы должны решать не переставая. Но ещё важнее, пожалуй, чтобы ребятам было интересно работать именно здесь – и вы правы, институт и спин-оффы должны становиться для них тем домом, откуда не хочется уходить" – отвечает Соболевский на мои слова о "клубе интересных людей" как способе мотивации. И взаимодействие вузов и академических институтов с их уникальной экспертизой и традициями как раз позволяет представить достаточное разнообразие научных исследований высокого уровня, чтобы вовлечь в науку молодёжь и удержать её.

Болохова Ксения

источник: STRF