Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3929.html (версия для печати)

  Дискуссии

В России появится новый вид образования – общее высшее

14 апреля 2015 23:33

Фото с сайта www.vluki.ru
Фото с сайта www.vluki.ru
В Москве прошла XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Обсудили на ней и вопросы образования. В ходе пленарного заседания "Пути развития профессионального и высшего образования в условиях экономической турбулентности" главные спикеры набросали картину будущности отечественных университетов. А заодно и объяснили, почему высшую школу так "трясет".

В российском высшем образовании соседствуют сегодня две тенденции, заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Сразу заметим, что и без слов министра эти тенденции для многих представителей высшей школы пугающе очевидны. Звучат они так: освобождение от слабых вузов и поддержка сильных университетов. Регулятор этих "встречных потоков" – Министерство образования и науки РФ. Руководствуется оно при решении этих вопросов формальными показателями. Рубит жестко, сокращает быстро.

На освобождаемые места ректоров идут бывшие начальники из системы образования (например, какое-то время назад преобразованный Дальневосточный федеральный университет возглавлял экс-замминистра образования и науки РФ Владимир Миклушевский. Северо-Кавказский федеральный университет сегодня возглавляет экс-замминистра образования и науки РФ Алина Левитская. Один из самых больших педагогических университетов страны возглавляет экс-замминистра РФ Игорь Реморенко и т.д.). Расставляя своих людей, министерство надеется держать под жестким контролем те университеты, которые могут и должны стать проводниками новых идей и решений правительства.

Как заметил один из участников заседания Апрельской конференции, нынешнее ограничение вузовских свобод – мера вынужденная и временная. Все понимают, что со временем свобод у вузов должно быть больше. От сильных вузов сегодня требуют "доказательств" этой "силы" еще и зарубежному научному истеблишменту. Поэтому каждое движение в таблицах международных рейтингов отслеживается чиновниками. Впрочем, "…любые рейтинги условны, и движение вверх в одном из них необязательно свидетельствует об успешности университета, но оценка вуза в совокупности рейтингов отражает представление академического сообщества о его месте в академической иерархии", – оправдывается министр образования перед теми, кто критикует подобную сервильность.

Очень интересно звучит положение об академических свободах из уст экс-министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Чтобы успешно развиваться, лучшие вузы должны обладать большей свободой, но… таких "центров совершенства" не может быть много. "Высшее образование должно решать конкретные прагматические задачи – экономические, социальные, политические, их работа должна быть связана с развитием экономики, общественной жизни, страны в целом", – замечает нынешний помощник президента РФ.

При ограничении вузовских действий нам обещается рост свобод самих студентов. При этом подобный процесс видится всем спикерам вполне естественным. Под напором технологических новшеств (развитие онлайн-образования, например) слабые вузы сами перестроятся и выдадут курсы, помогающие будущему студенту самостоятельно формировать из них образовательную программу. При этом не просто складывать "из кубиков" свое образование, а еще и "связывать" его с практикой.

Помогут им в этом сильные вузы. Высшая школа экономики (НИУ) уже показывает пример, заявив в этом году о новых направлениях и курсах (дизайн среды, например). Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, уверен, что качественные онлайн-курсы будут поставлять всем остальным сильные университеты. При таких условиях слабые университеты не будут готовить по специальности, а начнут давать некое высшее общее образование. (А какое специальное образование может получиться, если студент сам набирает себе курсы и лекторов?)

Это случится довольно скоро. И это качественно поменяет отношение студентов к учебе и сам преподавательский состав. "Будут востребованы преподаватели иного качества – не чтецы-декламаторы, а партнеры студентов по научной работе", – заявил Андрей Фурсенко. Впрочем сегодня задача другая – разобраться со слабыми. Чтобы понять масштабы процесса, напомним несколько цифр, озвученных министром образования совсем недавно в Санкт-Петербурге. Согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, предусматривается сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов – на 80%. Настоящего университета должно быть много, считают в Минобрнауки, оправдывая раздувающиеся от присоединений нынешние ведущие университеты. Так легче экономически, и "свечные заводики" должны умереть, пусть и насильственной смертью. Хотя в этом пункте главные спикеры порой противоречат сами себе и своим же единомышленникам.

По мнению Дмитрия Пескова, директора направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив, долгосрочная стратегия должна гарантировать место в системе высшего образования самым разным вузам – и большим, и маленьким. Он считает, что "создание олигополии из ведущих университетов скорее препятствует конкуренции на рынке труда и на образовательной ниве". Да и Андрей Фурсенко тоже вспоминает, что в начале своего развития МФТИ (Московский физико-технический институт) был совсем небольшим по размеру.

Поди ж разбери в нынешней ситуации, кто из сегодняшних маленьких вузов "свечной заводик", а кто будущая гордость нашего образования. Нас уверяют, тот кто режет, знает это наверняка.

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета