Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3913.html (версия для печати)

  Дискуссии

Интеллектуальная стратегия: быть ли не быть?

02 апреля 2015 23:40

Доктор экономических наук Анатолий Козырев. Фото с сайта www.strf.ru
Доктор экономических наук Анатолий Козырев. Фото с сайта www.strf.ru
Нужен ли нам фундаментальный документ под названием "Долгосрочная государственная стратегия в области интеллектуальной собственности" или систематизировать меры государственной политики в этой сфере можно как-то иначе, обсудили участники круглого стола, прошедшего в ЦЭМИ РАН в рамках открытого заседания Научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при Отделении общественных наук РАН.

Предыстория

Инициатором разработки долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности в 2012 году выступил Совет Федерации (при председателе верхней палаты российского парламента был создан Совет по вопросам интеллектуальной собственности). В том же году идею поддержал Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов дал поручение о работе над стратегией, для чего была создана межведомственная рабочая группа. В конце 2012 года Минобрнауки России (координатор работ от правительства) опубликовало Основные положения долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности, представляющие собой свод предложений по регулированию рынка интеллектуальной собственности (ИС), а также созданию конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий в Российской Федерации, объявив о начале их общественного обсуждения.

Параллельно с работой над стратегией парламентарии совместно с правительством и экспертным сообществом совершенствовали законодательство в области интеллектуальной собственности. Принят пакет поправок в часть IV Гражданского кодекса РФ, а также нормативные акты (постановления Правительства № 458 от 30 мая 2013 года и № 512 от 4 июня 2014 года).

В 2013 году заработал Суд по интеллектуальным правам, – специализированный арбитражный суд, рассматривающий дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав. С 2014 года действует Единая государственная информационная система учёта результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР).

По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию, состоявшегося 17 февраля 2015 года, федеральным министерствам было поручено проработать вопрос о целесообразности разработки стратегии развития в области интеллектуальной собственности и доложить в Правительство РФ к 25 марта 2015 года.

Решения о том, примет ли итоговый документ, в который войдут предложения экспертов, форму отдельной стратегии, госпрограммы или плана мероприятий, пока нет.

Открытие информации

Задачу круглого стола – как-то повлиять на экспертное сообщество, участвующее в подготовке документа, обозначил ведущий, доктор экономических наук Анатолий Козырев, заместитель директора ЦЭМИ РАН, заместитель председателя Научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при Отделении общественных наук РАН. По его мнению, качество принимаемых законов в области интеллектуальной собственности от раза к разу ухудшается; эксперты не имеют точной информации об объектах ИС, поскольку в России нет полноценной открытой информационной базы. За рубежом такие системы, являющиеся эффективными инструментами, в том числе, патентного анализа, есть – это Thomson Innovation и QUESTEL, сказал Анатолий Козырев.

"Мы до сих пор не имеем доступа к нашим изобретениям", – подхватил тезис ведущего доцент РГГУ Владимир Белов. В базе Роспатента, по его словам, целиком не публикуются заявки. В стратегию обязательно должна войти методология; также в ней надо прописать вопросы приобретения и использования российской промышленностью зарубежных объектов интеллектуальной собственности, полагает Владимир Белов.

О терминах и целях

Если говорить о стратегии интеллектуальной собственности, то (исходя из термина "интеллектуальная собственность"), она должна быть посвящена только существующим, охраноспособным объектам интеллектуальных прав, хотя, возможно, речь надо вести обо всём жизненном цикле таких объектов,– задался вопросом председатель правления, директор НП "СПАС", представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семёнов.

Рынок интеллектуальной собственности, по словам IP-омбудсмена, "у нас воспринимается как некий механизм обмена стандартизированными благами, объектами гражданского оборота", но никаких однородных результатов интеллектуальной деятельности, по крайней мере, если иметь в виду промышленную собственность, не существует (правда, они есть в сфере культуры).

Генеральный директор Агентства "Интеллектуальный капитал" Евгений Андреев считает, что за термином "рынок интеллектуальной собственности" вообще ничего не стоит, а "интеллектуальная собственность – это инструментарий решения достаточно широкого круга задач бизнеса".

"У нас недооценена интеллектуальная собственность, и она нам "архи" как нужна – в нематериальных активах, и в лицензиях, и патентах, и в изобретениях", – сказала Елена Чурина, председатель экспертного сообщества Агентства инновационного развития российских регионов. При этом цели разрабатываемой стратегии в области интеллектуальной собственности она не понимает. По её мнению, целью должно быть достижение независимости страны и её высокотехнологического развития.

Нужны чёткие формулировки

"Формирование экспертного пула и использование адекватных аналитических и статистических инструментов – это, безусловно, один из приоритетов", – поддержал Анатолия Козырева заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев. Он сообщил, что Межведомственная рабочая группа по подготовке проекта стратегии приняла пока два решения. Первое – о том, что текст документа будет структурирован по стадиям жизненного цикла "интеллектуальной собственности" – от первых стадий, начинающихся с инфраструктуры создания результатов интеллектуальной деятельности, инструментов поддержки творческой, изобретательской активности до механизмов использования объектов ИС, в том числе – свободного "добросовестного" использования. И второе – о неразрывности рассмотрения в каждом разделе документа вопросов авторского и патентного права, учитывая достаточно тонкую грань между ними. Всё остальное – открыто для предложений.

Минобрнауки, как регулятор в сфере интеллектуальной собственности, понимает проблему, возникающую при постановке нематериальных активов на баланс организации. Позиция министерства заключается в том, что "образование нематериальных активов не должно приводить к появлению дополнительной налоговой нагрузки", пояснил Сергей Матвеев. По его словам,

говорить о появлении рынка интеллектуальной собственности можно тогда, когда совокупный объём дохода создающих её организаций от распоряжения интеллектуальными правами как минимум сравняется с объёмом государственной финансовой поддержки.

"Мы считаем, что количество поставленных на баланс, учтённых, выведенных в публичную плоскость результатов, права на которые можно приобрести, и количество сделок должно расти", – сказал заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки.

Поэтому в проекте документа будут прописаны меры, устраняющие препятствия на этом пути, а также меры по стимулированию оборота интеллектуальных прав. В нём также должен быть раздел, связанный с экспертизой и формированием массовой культуры управления интеллектуальными правами.

Сам же документ видится скорее как "системный реестр проблем, методов и механизмов их решения, а также общих принципов развития в сфере интеллектуальной собственности", уточнил Сергей Матвеев, предложив участникам круглого стола представить свои предложения в стратегию.

Горбатова Анна

источник: STRF