Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3900.html (версия для печати)

  Дискуссии

"Многие вузы не добирают абитуриентов"

26 марта 2015 23:34

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Фото с сайта www.strf.ru
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Фото с сайта www.strf.ru
Укрупнение российских вузов вызывает неоднозначную реакцию общества. Чем оно вызвано, продолжится ли этот процесс, и кто инициирует объединение вузов, журналистам рассказал министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.

Объективная ситуация и повышенные требования

Объединение вузов – во многом вынужденный процесс, и связан он в значительной мере с демографической ситуацией, отметил министр.

Количество выпускников российских школ сократилось за 5–6 лет вдвое – с 1,2 миллиона человек в 2008–2009 годах до 640 тысяч человек в 2014 году.

В результате, по словам Дмитрия Ливанова, "многие вузы не добирают абитуриентов", и такая ситуация продлится как минимум до 2025 года.

Минобрнауки России со своей стороны постоянно повышает требования к качеству и уровню подготовки абитуриентов и, соответственно – к их приёму. Отбор в вузы тех, кто в школе не мог нормально освоить общеобразовательные предметы, министр назвал "бессмысленной тратой бюджетных средств". А ведь ещё надо зарплату преподавателям вузов надо повышать!

В связи с переходом на подушевое финансирование, а также с учётом демографической ситуации многие вузы пересматривают свою экономическую модель. Причём министерство их мотивирует к более активному привлечению иностранных студентов. "Мы это делаем всеми силами – и общежития строим, и помогаем им методически, и новые образовательные программы разрабатываем, которые будут интересны для иностранных студентов", – поделился Дмитрий Ливанов. Однако эти меры не смогут полностью компенсировать сокращение общего количества студентов. Поэтому процесс укрупнения вузов продолжится.

"Маленькие вузы, где 2–3 тысячи студентов, сейчас активно выходят к нам с предложениями об объединении", – сказал министр.

Он уточнил, что решения Минобрнауки – это реакция на обращения вузов, желающих объединиться, принятые их учёными советами. Причём специальная комиссия министерства предварительно анализирует все возможные последствия такого объединения.

Обратный процесс

"Как вы относитесь к идее “разжаловать” вузы не первого ряда в простые техникумы?", – спросил Дмитрия Ливанов один из журналистов. "Мы смотрим на реальный уровень работы и реальный потенциал вуза. Если он способен реализовывать программу высшего образования, пусть он её реализует. Если он не способен, то одним из вариантов может быть переход на работу по программам среднего образования. Многие вузы сейчас идут на это – правда, в основном в отношении своей филиальной сети. И это, в общем, разумный подход", – ответил министр. Это тем более оправданно, что интерес школьников к обучению по программам среднего профессионального образования с каждым годом растёт.

"В прошлом году мы отмечали, что после 9 класса 40% перешли не в 10 класс, а на программы среднего профессионального образования, то есть поступили в колледжи и техникумы", – сообщил Дмитрий Ливанов.

Ещё один затронутый на встрече министра с представителями СМИ вопрос: насколько соответствует подготовка, переподготовка и повышение квалификации инженерных кадров в вузах реальным потребностям экономики? По данным Общественной палаты РФ, степень соответствия довольно низкая.

Компании платят за результат

Недавний мониторинг экономики образования свидетельствует о том, что 500-миллиардные расходы российских компаний на подготовку и переподготовку своих сотрудников сопоставимы с затратами государства на высшее образование, сказал глава Минобрнауки России. Причём крупные компании не только создают свои корпоративные образовательные центры и университеты, но и размещают заказы в вузах. Разумеется, компании не станут платить деньги за программы, которые не дадут им ожидаемых результатов. "Если вуз действительно способен реализовать программу переподготовки на высоком уровне, там, где они [компании] готовы за это заплатить, то мы такие проекты поддерживаем", – отметил министр.

Наряду с этим используются и прямые инструменты бюджетной поддержки, напомнил Дмитрий Ливанов. Например, Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров. Первый её цикл был рассчитан на 2012–2014 годы. За это время обучение прошли 16 582 специалиста инженерного профиля, из них 5752 человека стажировались на предприятиях и в инжиниринговых центрах России и 2087 человек прошли стажировки за рубежом. Вскоре ожидается запуск нового трёхлетнего цикла программы.

Горбатова Анна

источник: STRF