Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/386.html (версия для печати)

  Дискуссии

"Крымский" ответ "оранжевому" Киеву

27 августа 2007 14:24

изображение с сайта novopol.ru
изображение с сайта novopol.ru
Настоящей политической сенсацией, вызвавшей переполох в "оранжевом" МИДе Украины, стало заявление старшего советника посольства Российской Федерации на Украине Владимира Лысенко. Напомним, что целый ряд российских и украинских СМИ 23 августа передал его высказывание о том, что Россия может пересмотреть двухсторонний договор 1997 года и, в частности, ту его часть, в коей закреплен украинский статус Крыма. По словам Лысенко, Россия будет вынуждена пойти на этот шаг в случае, если Украина и в дальнейшем продолжит политику давления на Черноморский флот РФ, дислоцированный на базе в Севастополе.

Это первое на сегодняшний день официальное заявление дипломата столь высокого уровня о возможности изменения статуса Севастополя и Крымского полуострова. До этого о неправомочности обладания Украиной Крымом неоднократно заявляли некоторые депутаты Государственной Думы. Сегодняшний случай – первый прецедент, когда ту же проблему озвучивает действующий представитель исполнительной власти.

По сообщениям информационных агентств, в настоящее время посол РФ на Украине Виктор Черномырдин находится в отпуске, что и сделало возможным заявление Лысенко. Черномырдин известен как один из главных лоббистов украинских интересов в России, который старательно не "замечает" ущемления интересов и конституционных прав русских и русскоязычных граждан Украины.

Тем не менее, даже в отсутствии Черномырдина украинский МИД, возглавляемый одним из наиболее антироссийски настроенных министров украинского кабмина Арсением Яценюком, основательно всполошился. Для заявления ноты протеста был вызван старший по статусу сотрудник российского посольства на Украине, а в российский МИД отправлен гневный ультиматум, содержащий требование дать оценку заявлению российского дипломата. В том случае, если заявление Лысенко выражает лишь его частное мнение, ему грозит депортация из Украины. По мнению "оранжевого" МИДа, права Украины на Крым закреплены двусторонними и международными договорами и не подлежат обсуждению.

Наблюдателям в России и на Украине действительно неведомо, имеем ли мы дело с частной инициативой или же заявление Лысенко отражает мнение и волю официального российского руководства. По нашему представлению, чиновник дипломатического ведомства такого высокого уровня едва ли позволил себе такое резкое высказывание "от себя". Напротив, заявление оказалось как никогда кстати: Россия дала зарвавшемуся "оранжевому" Киеву симметричный ответ на форсированное вступление Украины в НАТО и выталкивание российского Черноморского флота даже до истечения 2017 г. Ведь вызывающий много нареканий договор 1997 г. между Россией и Украиной, называемый многими специалистами предательским, развивает стратегию двусторонних отношений, в которой существующие государственные границы Украины легитимированы ее внеблоковым статусом и добрососедскими отношениями с Россией. Основные положения Декларации государственного суверенитета Украины, принятой 16 июля 1990 года, Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г. и Конституции Украины 1996 г. провозглашают ее внеблоковый статус. Из внеблокового статуса Украины исходят дух и буква Договора о дружбе и границах 1997 г., ратифицированного Государственной Думой РФ.

Президент Виктор Ющенко с первых дней нахождения у власти ведет линию на вталкивание Украины в НАТО вопреки мнению украинцев, национальным интересам Украины и двухсторонним соглашениям с Россией. Как сказано в официальном документе украинского МИДа, "Украина будет продолжать полную интеграцию в Альянс, используя все возможности существующих механизмов в рамках Особого партнерства Украина-НАТО". Требование евроатлантической интеграции было включено в текст Универсала национального единства. Полномасштабное членство в НАТО, по мысли Ющенко, должно будет обеспечить Украине безопасность и территориальную целостность, которую неспособны обеспечить вооруженные силы. Ожидается, что Украина станет членом альянса уже в 2008 г.

Украина, однако, должна учитывать, что ее вхождение в НАТО приведет к серьезному ухудшению отношений с Россией, нарушит созданную Москвой систему национальной безопасности. Россия и ранее уже неоднократно заявляла, что пойдет на пересмотр системы двухсторонних отношений в случае вступления Украины в НАТО. В том числе, в вопросе о статусе Крыма, незаконно переданного УССР в 1954 г. и аннексированного Украиной в 1991 г., а также города прямого союзного подчинения, каковым являлся Севастополь.

С активизацией усилий по вхождению в североатлантический блок "оранжевым" руководством связана кампания по выдавливанию ЧФ РФ с базы в Севастополе, не дожидаясь 2017 года. Повышенный интерес к Крыму не случаен. Крым является стратегическим центром всего Черноморского региона, а Севастополь – главной базой Черноморского флота, 75 % которого принадлежит России. Значение Крыма еще более возрастает в свете усиливающегося влияния НАТО в Черноморском регионе. Укрепление позиций США и Турции в Крыму приведет к резкому нарушению баланса сил в Черноморском регионе.

Вопреки договору 31 мая 1997 г. "О дружбе и сотрудничестве", по которому Россия получила право на базирование Черноморского флота на 20-летний срок, украинское руководство пытается сократить срок пребывания ЧФ РФ, его баз и вспомогательных частей в Крыму. Для этого используются различные средства: дипломатическое давление, создание невыносимых условий существования для российских военнослужащих и членов их семей, угрозы резкого повышения арендной платы за размещение базы, создание постоянных препятствий в снабжении флота. Отдельная статья – ущемление гражданских прав российских военнослужащих и членов их семей, в "вину" которым ставится их российское гражданство. Тем не менее, несмотря на все усилия "оранжевой" власти вытеснить ЧФ РФ из базы в Севастополе ранее срока, предусмотренного договором, едва ли удастся. Как заявил вскоре после своего назначения на должность премьер-министра Украины Виктор Янукович, возможна пролонгация действующего договора и продление пребывания российского флота и после 2017 года. Однако вследствие сложившегося на Украине властного дуумвирата (кабмин и премьер отвечают за экономику, президент и силовая часть правительства – за внешнюю и оборонную политику и административные кадры в регионах), у Ющенко даже после вступления в силу политреформы сохранилось достаточно сил для нагнетания обстановки вокруг базы ЧФ РФ в Севастополе. Поэтому русские моряки-черноморцы и российские политики вполне обоснованно обеспокоены возможностью вытеснения нашего флота из Севастополя не дожидаясь 2017 г. Это обязательное условие вхождения Украины в НАТО в 2010-2015 гг., то есть в срок, неоднократно называемый американской стороной.

Таким образом, украинская сторона сама создала опасный прецедент и в условиях углубляющегося политического кризиса и социокультурного раскола на Украине перевела проблему Крыма в разряд официально обсуждаемых на уровне двух государств. Напомним высказывание министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: "присоединение Украины к НАТО станет колоссальным геополитическим сдвигом, и Россия будет вынуждена в этой ситуации проводить политику, направленную на защиту своих интересов". Российская сторона, похоже, больше не собирается мириться с подобным положением. Показательно, что заявление Лысенко прозвучало в разгар предвыборной кампании на Украине, которая сопровождается очень интересными внешнеполитическими действиями.

Во второй половине августа должен был состояться официальный визит президента Ющенко в Москву. Однако 15 августа пресс-служба главы украинского государства неожиданно заявила, что визит состоится уже после выборов. Заявление тем более странное, что сроки визита согласовывались обеими сторонами в то время, когда уже была известна дата внеочередных выборов в Верховную раду Украины. Визит Ющенко в Москву и участие его в качестве главного украинского переговорщика в работе двухсторонней российско-украинской смешанной комиссии стал бы прекрасным информационным поводом для политической рекламы пропрезидентского блока "Народная самооборона – Наша Украина". Тем более, что на этом поле очень успешно играет главный оппонент Ющенко Виктор Янукович, перетянувший на себя весь промышленный блок российско-украинского сотрудничества. Однако президент Украины неожиданно отказался от столь заманчивого визита, поэтому переговоры с российским президентом ведет украинский премьер Янукович. Позитивные результаты уже достигнуты. В частности, реанимирован проект по созданию совместного российско-украинского самолета "Ан-70", о чем было объявлено на днях в ходе работы авиасалона "Макс-2007". Это крупный успех Януковича, так как полтора года назад российская сторона заявила об отказе от кооперации с украинским ВПК в области авиастроения и космической промышленности вследствие антироссийской и пронатовской политики "оранжевого" Киева.

Позволим высказать предположение (ввиду отсутствия вразумительных официальных мотивировок), что Ющенко отказался от поездки в Москву, поскольку его не устроил предложенный российской стороной статус его самого как участника предстоящих переговоров. Российскому руководству и лично президенту Путину комфортнее вести дело с предсказуемым и прагматичным Януковичем, чем с "романтиком НАТО" Ющенко. Совместное с российским президентом участие Януковича в официальных мероприятиях (на коих блистательно отсутствует Ющенко), подписание важного для ВПК обеих стран авиастроительного соглашения – весомая поддержка украинскому премьеру и Партии регионов с нашей стороны.

Иначе говоря, Ющенко "дожали". Теперь главным переговорщиком для нас является председатель кабмина, а не президент, что особенно значимо в предвыборный период. Ужесточение нашей позиции в отношении "оранжевой" части украинского руководства (и в целом в отношении Запада и его сателлитов) весьма очевидно проявилось и в нашумевшем заявлении высокопоставленного сотрудника российского посольства на Украине.

Вновь, как и в 2004 г., поляризировались украинское общество и политикум и поддерживающие их внешнеполитические силы. Россия со всей очевидностью не испытывает восторга от возможного реванша "оранжевых" на предстоящих парламентских выборах. Произойди это и Украина семимильными шагами двинется в сторону НАТО и о российском военном присутствии в Севастополе можно будет забыть в ближайшие год-два. То, что это будет прямым нарушением духа и буквы двухсторонних договоренностей (под которые, собственно, и гарантировались существующие государственные границы Украины), "оранжевых" не интересует. Поэтому Россия имеет моральное и юридическое право на отстаивание своих национальных интересов. Лучшим и самым действенным средством станет актуализация крымского и севастопольского вопросов, существования которых стараются не замечать киевские лоббисты НАТО.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Виктор Федоров

источник: Новая Политика