Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/356.html (версия для печати)

  Дискуссии

О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации и Российской академией наук, по модернизации научной отрасли и развитию новых технологий

16 июня 2007 14:05

Министр образования и науки Андрей Фурсенко, фото с сайта c-society.ru
Министр образования и науки Андрей Фурсенко, фото с сайта c-society.ru
Опубликован текст выступления Министра образования и науки Андрей Фурсенко на Правительственном часе в Государственной Думе Российской Федерации (14.06.2007).

Уважаемые депутаты.

Благодарю за предоставленную мне возможность проинформировать вас об основных направлениях работы Министерства по модернизации научной отрасли и развитию новых технологий.

В условиях рыночной экономики изменяются масштабы деятельности государства. Это заставляет переориентироваться и госсектор науки. На этом фоне происходят процессы реструктуризации государственного сектора науки, включающего в себя организации государственных академий наук, федеральных министерств и ведомств, а также научный сектор высшего образования.

Поддержка проведения фундаментальных исследований надолго останется исключительной сферой ответственности государства. Работа ведется по нескольким направлениям. Главное – это сохранить и добиться более эффективной деятельности от среды генерации знаний – основы всех новых научных разработок, основы для перехода экономики на инновационный путь развития. И, конечно, в первую очередь здесь я имею в виду процессы модернизации академического сектора науки.

Не так давно были приняты важнейшие поправки в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". В соответствии с ними Уставы государственных академий наук должны утверждаться Правительством. Вы знаете, что во всех государственных академиях прошли общие собрания, проекты уставов приняты и представлены в Правительство. Юридическая экспертиза показала, что эти проекты не свободны от недостатков. Замечания имеются у различных федеральных органов исполнительной власти. Сейчас идет напряженная и кропотливая работа по согласованию таких уставов.

В уставах предстоит учесть простые и понятные вещи:

– закрепление за подведомственными Академиям организациями федерального имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– порядок определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований должен устанавливаться Правительством Российской Федерации;

– необходимо установить персональную ответственность президентов академии за обеспечение эффективности деятельности возглавляемых ими академий – так, как это прописано в уставах всех организаций, положениях о федеральных органах исполнительной власти.

Министерство считало бы целесообразным создание общественного или наблюдательного совета, не руководящего хозяйственной деятельностью и не определяющего направлений научных исследований, я это хочу подчеркнуть, но принимающий участие в обсуждении и решении стратегических вопросов развития академий, как общественных институтов. Такой совет никоим образом не ограничивал бы самостоятельность академий, а только способствовал их развитию.

Серьезной проблемой, до сих пор не решенной, является механизм финансирования академий в целом и их подведомственных организаций. Сейчас идет межведомственная проработка этого важнейшего вопроса. Не исключается вариант, когда придется в срочном порядке вносить поправки в Бюджетный кодекс.

Во исполнение упомянутых поправок к закону о науке ведется работа по согласованию перечня организаций, подведомственных государственным академиям наук. Министерство считает целесообразным освободить академии от необходимости вести непрофильную для них деятельность с тем, чтобы они могли в максимальной степени сосредоточиться на проведении исследований. Было бы правильным, я подчеркиваю, не ликвидировать, а передать на региональный и муниципальный уровни организации социальной сферы и бытового обслуживания, сохранив при этом необходимые финансовые средства у академий для закупки соответствующих услуг. Кстати, такие решения существенным образом сократили бы расходы на управленческий аппарат академий.

(Справочно: научных организаций-397, организаций управления-38, организаций научного обслуживания-34, организаций социальной сферы-89)

Министерство отчетливо понимает, что успех намечаемых в академическом секторе науки преобразований зависит от успешного решения ключевой задачи – сохранения и развития кадрового потенциала отечественной фундаментальной науки, создания условий для притока в науку талантливой молодёжи, преодоления опасной тенденции к росту среднего возраста работников научных учреждений. В этой связи с мая 2006 г. в Российской академии наук реализуется пилотный проект по совершенствования системы оплаты труда научных работников.

В рамках пилотного проекта предполагается поэтапное повышение заработной платы научных работников до среднего уровня 30 тыс. руб. в месяц в 2008 г. Повышение заработной платы должно сопровождаться 20-процентным в течение 3 лет сокращением числа бюджетных ставок в академии. При этом предлагается, что бы труд сотрудников занятых прикладными исследованиями оплачивался бы из внебюджетных источников. Это позволит снизить возникающую социальную напряженность.

Очень важным достижением явилось введение системы стимулирующих выплат в зависимости от объективных показателей результативности деятельности научных работников (публикации в высокорейтинговых журналах, монографии, патенты, подготовка кадров и т.п.). Не менее важным является то, что предусмотрены дополнительные меры поддержки молодых ученых, аспирантов в виде повышающих коэффициентов к их стимулирующим выплатам.

Подписаны соответствующие совместные приказы Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и РАН, утверждающие виды, порядок и условия применения стимулирующих выплат в научных учреждениях РАН, а также положения о порядке аттестации научных работников и о порядке проведения конкурса на замещение должностей научных работников научных учреждений РАН.

К сожалению, есть замечания по реализации этих нормативных документов и здесь нам предстоит совместно с руководством РАН исправить возникшие перекосы на местах, обеспечив достижение поставленной цели.

Есть вопросы и к принципам проводимых в РАН сокращений. На первом этапе была в основном уравниловка, а ведь при старте проекта предполагалось, что подход к каждой организации будет индивидуальным, с учетом ее кадрового состава и результативности исследований.

Я уверен, что совместно с руководством РАН нам удастся успешно продолжить и завершить пилотный проект.

В 2008 году нам предстоит подвести итоги пилотного проекта, решить – успешным ли он оказался, и принять решение о судьбе остальной части государственного сектора фундаментальной науки. Уже сейчас мы начинаем делать оценки дополнительной потребности в средствах федерального бюджета для перевода на условия оплаты труда, аналогичные РАН, остальных федеральных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования, а это, в основном, другие государственные академии наук и вузовский сектор науки. Мы ожидаем, что для этого потребуются вполне разумные объемы, посильные для федерального бюджета. Мы планируем начать этот процесс, опять же поэтапно, уже в 2009 году. Министерство считает, что и вузовская наука и, отчасти, фундаментальная наука ГНЦ вполне сопоставимы по качеству исследований в рамках утвержденных Президентом РФ приоритетов с академической наукой, и мы не можем просто забыть о них. Тем более что сектор вузовской науки сейчас серьезно укрепился: в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в целый ряд ведущих вузов России инвестировано более 30 млрд. руб. для закупки современного научного оборудования и переподготовки научных и технических кадров.

Уважаемые депутаты!

Второе важнейшее направление работы по модернизации научной отрасли – организация системы прикладных разработок, проектов технологической модернизации экономики России.

В этой связи я хотел бы в первую очередь остановиться на решениях и планах, касающихся развития нанотехнологий. Вам известно, что в апреле Президентом РФ утверждена инициатива "Стратегия развития наноиндустрии", которая определяет главные приоритеты и организационно-правовые механизмы создания соответствующей инфраструктуры.

Минобрнауки в настоящее время осуществляет подготовку проекта плана первоочередных мероприятий по реализации "Стратегии развития наноиндустрии". В частности, образуется Правительственный совет по нанотехнологиям – постоянно действующий совещательный орган, обеспечивающий взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с представителями предпринимательского сообщества и научной общественностью по выработке предложений по реализации государственной политики в области наноиндустрии.

Одним из инструментов реализации инициативы является проект ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008 2010 годы, проходящий финальную стадию согласования в Правительстве РФ. Основным содержанием программы явится реализация комплекса мероприятий по техническому перевооружению ведущих научных организаций и вузов, решение вопросов в сфере стандартизации и метрологии, переподготовки кадров для наноиндустрии. Расходы на данную программу учтены в проекте федерального бюджета на 2008-2010 годы. Необходимые НИОКР по нанотематике будут реализованы в рамках федеральных целевых программ, в первую очередь ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы".

Важнейшим шагом по реализации инициативы явится создание Российской корпорации нанотехнологий, законопроект о которой сегодня, как мне известно, будет рассматриваться Государственной Думой в первом чтении. Целью создания Корпорации является организационная и финансовая поддержка инновационной деятельности в наноиндустрии, в первую очередь, перспективных инновационных проектов.

Предусматривается возможность прямого государственного контроля за деятельностью Корпорации и наделение ее правами представления интересов государства.

Продолжается реализации федеральных целевых программ по развитию высокотехнологичных секторов экономики. Это и "Национальная технологическая база" и программа по развитию гражданской авиационной техники и важнейшая многопрофильная ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". О последней программе хотел бы сказать несколько слов.

Данная программа не замыкается на нанотехнологиях. В рамках Программы проводятся НИОКР по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, которые не реализуются или в недостаточной степени реализуются в рамках других высокотехнологичных ФЦП. Они носят межотраслевой характер. Предусмотрен законченный комплекс мероприятий "НИР – ОКР – коммерциализация разработок". Последние два блока реализуются на условиях частно-государственного партнерства с софинансированием со стороны бизнес-сообщества. В рамках блока "Коммерциализации технологий" реализуются важнейшие инновационные проекты государственного значения с объемами из федерального бюджета в сотни млн. руб. и частным софинансированием, превышающим федеральное. Непременным условием таких проектов является ежегодный выпуск промышленный продукции в масштабах, превышающих общие затраты федерального бюджета и позволяющие эти деньги вернуть в бюджет через налоги. Именно такие проекты станут мотором инновационного сектора экономики.

В Программе реализован механизм управления, когда важнейшие решения принимаются Научно-координационным советом, состоящим в основном из представителей академической, отраслевой и вузовской науки, частного высокотехнологичного бизнеса.

Для справки хочу сообщить, что победителями конкурсов 2007 года на выполнение НИОКР стали организации, подведомственные более чем 30 главным распорядителям бюджетных средств, в том числе РАН получила государственные контракты объемом более 1700 млн. руб., вузы России – около 1300 млн. руб.

(Справочно: всего бюджетных средств на НИОКР– 9 млрд.рублей; заключено контрактов на 6,9 млрд.рублей)

Министерство ведет активную работу по институциональным преобразованиям в научной сфере. Важнейшей проблемой является законодательное обеспечение процессов интеграции образования и науки. Весьма актуальным является скорейшее принятие закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", внесенного депутатами Государственной Думы. Законопроект направлен на создание правовых условий интеграции науки и образования в России, устранение административных барьеров и исторически сложившегося институционального развития этих видов деятельности и поддерживается Правительством Российской Федерации" с незначительными замечаниями.

Министерство принимало активное участие в разработке законопроекта "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", внесенного Правительством Российской Федерации. Вносимые изменения касаются, прежде всего, снижения налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта, создания стимулов для расширения спроса на научные исследования и инвестирования в науку и инновационную сферу, стимулирования субъектов малого предпринимательства в области инновационной и научной деятельности.

Большая работа проводится в сфере реализации прав государства на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности. Соответствующий проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации. Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации послужит стимулированию деятельности государственных научных и образовательных учреждений по вовлечению РНТД в хозяйственный оборот и обеспечит поступление в федеральный бюджет средств от передачи прав на РНТД гражданского назначения.

Для реализации части четвертой Налогового кодекса Правительством Российской Федерации 29 марта 2007 г. (N ДМ-П7-1437) одобрен перечень подготовки в 2007 году правовых актов, который включает 3 законопроекта и 16 проектов постановлений Правительства Российской Федерации.

В частности, в законопроекте "О передаче технологий" предлагается установить порядок и условия, определяющие особенности распоряжения правами на технологии, принадлежащие Российской Федерации, обеспечение практического применения (внедрения) технологий. Закон восполнит пробелы правового регулирования отношений, связанных с экспортом гражданских технологий, а также с передачей прав на технологии, принадлежащие Российской Федерации.

Актуальной является проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации.

В качестве одного из инструментов решения проблемы разработан проект федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".

Целью Программы является обеспечение структурных преобразований государственного сектора науки и высшего образования современными научными и научно-педагогическими кадрами за счет реализации мер по привлечению молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепление ее в этой сфере.

Ожидается, что Программа начнет реализовываться с 2009 года.

В технологической сфере основной проблемой, требующей решения, является дальнейшее расширение спектра инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и со стороны предложения – стимулирование исследовательских и конструкторских организаций.

Меры по стимулированию технологической модернизации экономики лежат не только в русле собственно научной или инновационной политики, но затрагивают другие блоки, такие как промышленная политика, политика в области стандартов и регламентов, налоговая политика, политика в области внешней торговли и т.д.

В настоящее время различные стимулирующие меры "разбросаны" по разным целевым программам, отраслевым стратегиям, по различным ведомствам. Целесообразно объединить и в определенной степени упорядочить принимаемые решения, создать инструменты более эффективной координации усилий различных ведомств.

Первым шагом должны стать принципы "мягкой" координации, взаимного обмена информацией, создание единых методологических и методических подходов к проблемам совершенствования технологий, создании системы мониторинга результатов и формирование на этой основе Программы технологической модернизации.

Мы подготовили такой проект комплексной программы научно-технического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года. Планируем его рассмотреть на ближайшем заседании Правительственной комиссии по промышленности, экономики и транспорту. Он содержит объемный материал и глубокий анализ проблем научно-технического развития России, совокупность мер государственной политики и предложений по ускорению процессов технологической модернизации отраслей российской экономики на основе освоения передовых производственных технологий, включая и решение задачи модернизации экономики на основе технологических инноваций. Содержащиеся в Комплексной программе предложения должны рассматриваться как дополнительные ко всей системе реализуемых государством мер по обеспечению инновационного развития экономики.

Какие задачи здесь стоят:

– организация разработки долгосрочного научно-технологического прогноза (мы сейчас представили в Правительство долгосрочный прогноз научно-технологического развития на период до 2025 года);

– совершенствование и развитие практического применения перечня критических технологий как инструмента для консолидации усилий в сфере научно-технического развития и технологической модернизации;

– координация государственных мер поддержки и освоения в производстве новейших технологий с технологической политикой крупных российских компаний с государственным участием.

Решение поставленных задач требует разработки мер по совершенствованию государственной политики в области науки и инноваций, включая разработку инструментов реализации государственной политики и механизмов их применения.

И в этой связи выражаю надежду и уверенность на плодотворное сотрудничество с уважаемым депутатским корпусом в решении этих сложных задач. Спасибо за внимание.

источник: Министерство образования и науки РФ