Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3490.html (версия для печати)

  Дискуссии

В Кремле не видят бюджетной оптимизации

26 мая 2014 21:49

Фото Льва Исраеляна с сайта www.ng.ru
Фото Льва Исраеляна с сайта www.ng.ru
Правительство выделит бюджетные кредиты регионам-должникам – пообещал помощник президента Андрей Белоусов. К августу должна быть готова схема замещения коммерческих кредитов бюджетными деньгами – такое поручение дал президент РФ. Между тем экономисты агентства Fitch считают, что даже в случае исполнения этого поручения регионы столкнутся со структурным дефицитом бюджета в 2014–2016 годах – из-за стагнации налоговых доходов и слабого роста экономики. Агентство предупредило о возможном снижении рейтингов регионов.

Долг российских регионов достиг 2 трлн руб. в результате того, что региональные бюджеты избыточно кредитовались в коммерческих банках под высокий процент для повышения зарплат бюджетникам.

Бюджетный дефицит вырос у субъектов РФ за год в 2,3 раза, превысив 600 млрд руб. Более чем в 50 регионах долг превысил 50% собственных доходов. "Это очень тревожная цифра", – сказал помощник президента РФ Андрей Белоусов. "Закредитованность регионов – это проблема, которая возникла в последний год из-за того, что повышение заработных плат бюджетникам зачастую или, я даже не побоюсь сказать, как правило, не сопровождается оптимизацией самой бюджетной сети".

Белоусов отметил, что повышение зарплат в бюджетном секторе предполагало привязку зарплат к результатам, а также введение механизма независимой оценки услуг. Ни того, ни другого фактически не произошло, подчеркнул он. "Как были там структурные звенья, которые оказывают некачественные услуги – плохо учат, плохо лечат, так они и остались, – сказал он и добавил: – В результате получается, что регионы зарплату повышают, а оптимизации бюджетной сети не происходит".

Помощник президента призвал регионы повышать эффективность расходов. "Это главное. Если регионы этого не сделают, если мы здесь не добьемся успехов, то никакие ухищрения с финансированием госдолга на уровне субъектов РФ нам здесь не помогут", – сказал он.

"За 2013 год доходы региональных бюджетов номинально выросли на 1%. Это значит, что в реальном выражении они уменьшились более чем на 5%. Сохранились два негативных тренда – существенное снижение поступлений налога на прибыль (–13%) и трансфертов регионам (–6%), то есть безвозмездной федеральной помощи. Помог бюджетам рост поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 11% благодаря повышению заработной платы бюджетникам, а также налога на имущество (на 15%). Этот налог в основном платит бизнес (90% поступлений), поэтому повышение ставок налога на имущество увеличивает издержки компаний", – отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

В интервью Белоусов раскритиковал руководство Министерства финансов РФ, которое рекомендовало регионам обращаться к коммерческим банкам и предложил переходить к бюджетному кредитованию под более низкий процент.

После совещания со своими полпредами в начале мая президент поручил правительству до 1 августа представить предложения "о полном или частичном замещении долговых обязательств в субъектах РФ по кредитам, ранее предоставленным коммерческими банками, бюджетными кредитами", "о продлении срока возврата бюджетных кредитов, полученных субъектами до 1 января 2014 года". Суммарная помощь региональным бюджетам может превысить в этом году 200 млрд руб.

Впрочем, как считают экономисты, эти президентские инициативы не снизят долговую нагрузку для субъектов РФ. Предложения Путина снизить долговую нагрузку российских регионов могут сдержать будущий рост долга и расходов на его обслуживание, но не компенсируют резко увеличившиеся долговые обязательства, отмечают эксперты рейтингового агентства Fitch.

Долг регионов составляет треть от общего государственного долга России (12% ВВП) и уже учтен в суверенном рейтинге. Дефицит региональных бюджетов вырос до 1% ВВП в 2013 году, что вдвое больше дефицита федерального бюджета и представляет собой заметное увеличение в сравнении со средним показателем в 0,3% ВВП в 2008–2012 годах. Fitch ожидает, что регионы столкнутся со структурным дефицитом бюджета в 2014–2016 годах по мере повышения расходов и стагнации налоговых доходов в условиях слабого роста экономики. Если не будут приняты дополнительные меры, агентство прогнозирует дальнейший рост суммарного прямого риска у регионов на 20% в 2014 году.

Негативные рейтинговые действия могут продолжиться в случае дальнейшего ухудшения показателей кредитоспособности.

Михаил Сергеев

источник: Независимая газета