Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3449.html (версия для печати)

  Дискуссии

Учиться ПДД настоящим образом

23 апреля 2014 21:48

Фото с сайта www.baltinfo.ru
Фото с сайта www.baltinfo.ru
В России планируется увеличить количество часов на обучение вождению, а также усложнить процедуру сдачи самого экзамена на водительские права. Смогут ли повлиять эти меры на безопасность на дорогах и что нужно сделать, чтобы повысить культуру вождения – обсудили эксперты в пресс-центре "БалтИнфо".

В настоящее время на теоретическое обучение в автошколах тратится около 109 часов. Эта цифра может быть увеличена до 134 часов плюс около 50 часов на само вождение. Уже той нормы, которая существует сейчас – много, а программы обучения вождению – избыточны, считает член Всероссийского совета по реформированию правовой базы подготовки водителей Александр Сальников.

"Согласно существующим правилам, только 40 часов уходит на основы безопасности дорожного движения, а это, в основном, разъяснения определений "пешеход", "проезжая часть" и прочих. В этом нет смысла. Для сравнения: на теоретическую подготовку пилота сверхлегкой авиации уходит 150 часов. В Германии, например, на теорию вождения отводится только 12 часов", – привел примеры Сальников.

В то же время, неправильно отводить одинаковое количество часов "чайнику" и уже более-менее опытному водителю. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход, чтобы люди не переплачивали за то, что они и так знают, отметил член правления Челябинской областной ассоциации автомобилистов Юрий Соболев.

"Объемы программы обучения вождению не соответствуют качеству. Человек, выходя из автошколы, должен получить тот минимальный объем знаний, чтобы уверенно чувствовать себя на дороге – а большего не надо, остальное – это опыт", – прокомментировал Соболев.

Очевидно, что для ускорения процессов обучения необходимо разработать не только индивидуальные программы, но и распределять новичков по разным группам в зависимости от их подготовленности. А это, в свою очередь, означает прием в автошколы через экзамен.

Предложить правительству страны эксперимент, по которому водителей подготовят по специально разработанной сокращенной программе, и намерен Александр Сальников совместно с директором Ассоциации автошкол Москвы Еленой Зайцевой. Если они получат от госвласти разрешение, то "вычистят" официальную программу обучения от ненужных, по их мнению, дисциплин.

В рамках эксперимента будет создана экзаменационная комиссия только из независимых инспекторов, которые и оценят подготовленность водителей-новичков. Правда, как пояснила Зайцева, в России, оказывается, вообще нет профессии "инструктор вождения".

"У нас есть профессия "мастер производственного обучения", а им может стать, в принципе, любой водитель со стажем от трех лет и с образованием не ниже среднего специального. На "инструктора вождения" у нас ни в одной государственной структуре не учат", – описала ситуацию Зайцева.

Так и получается, что инструкторы не могут воспитать грамотных и ответственных водителей. Более того, человек может получить права, три года не водить, а потом податься в инструкторы – кто тогда будет судить результаты его инструкторской работы? "Именно поэтому вариант установить ответственность автошкол за поведение своих учеников в течение нескольких лет после обучения – не самое лучшее решение проблемы, потому что требует множества дополнений в законодательные акты", – подчеркнул заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Петербурга и Ленобласти Владислав Шерешев.

На базе Государственного архитектурно-строительного факультета планируется создать институт безопасности дорожного движения, сообщил Александр Сальников. Однако научить человека "дорожной грамотности" в 20-25 лет нельзя. Именно поэтому, считают эксперты, учить ПДД нужно смолоду. Для этого, например, во многих городах России уже действуют детско-юношеские автошколы, где ребята учатся элементарным правилам поведения на проезжей части. Возможно, этому стоит более подробно учить на уроках ОБЖ, но для этого нужно сокращать другие предметы. Точного решения этой проблемы пока нет.

Еще одна важная причина, почему Россия выходит в топ по аварийности на дорогах в мире – это отсутствие системного подхода в обучении вождению и по контролю над соблюдением правил ПДД.

"У нас нет конкретных лиц, ответственных за нарушение правил ПДД. Ведь эти нарушения происходят не просто так – значит, где-то что-то недосмотрели, недоделали. Это касается и воспитания водителей, и организации дорожного движения. В частности, в России не существует факторов опасного вождения, за устранение которых могли бы отвечать конкретные люди. В авиации таких факторов – 1800, и за меры по устранению каждого фактора отвечает определенное лицо", – сказал действительный член Российской академии транспорта, профессор ГАСУ Павел Кравченко.

Это значит, что если на крутых поворотах опасно водить, то должна быть создана система, которая уменьшит количество этих опасных поворотов, и за этим будет следить определенное должностное лицо.

Отсутствие системного подхода в организации безопасности дорожного движения – главная проблема, которая стоит перед правительством России в этой области. Чтобы решить ее, нужно учитывать множество составляющих процесса: обучение, соблюдение ПДД, назначение ответственных за функционирование самой системы лиц.

Наталья Блинникова

источник: БалтИнфо